Механизм для ворот откатных своими руками: описание, инструкция и чертеж

Автоматика для калитки или ворот является полезным дополнением к их функциональности. Механизм состоит из роликовой системы, запускающейся в работу с помощью электропривода. Мощность привода зависит от массы полотна. Проем конструкции оснащают фотодатчиками для более эффективной работы. Хозяева участков и гаражей изготавливают и устанавливают привод для откатных ворот своими руками, чтобы сэкономить средства.

Содержание

Конструкция механизма ворот в общем виде

Самодельный привод для откатных ворот

Откатные полотна работают на роликах или рельсах, обе модели различают по методу технического обустройства. Для передвижения откатной створки освобождают полосу вдоль ограды, рельеф в этом месте должен быть ровным. При возвышенностях механизм испытывает дополнительные усилия, выходит из строя.

Автоматическое устройство открывания включает систему несущих прогонов и шарниров, механизмы бывают стационарные и на передвигающихся колесах. Эффективность обеспечивают два роликовых устройства, которые движутся вдоль балки определенного сечения. Система с передвигающимися роликами относится к бюджетным вариантам, но требует установки фундамента под направляющий рельс и применения системы подшипников.

Конструкции с консолью не имеют второго рельса, створку навешивают на выдвижную балку. При открывании полотно отстоит от поверхности земли на 10 см, что позволяет осуществлять беспрепятственное движение. На консольном прогоне ставят зубчатую рейку с торцевыми элементами для регулировки открывания воротного полотна.

Концевые аксессуары исключают случайный удар створки по проходящему человеку или проезжающему авто в проходе. Калитку часто совмещают с полотном, и также снабжают автоматикой. При отсутствии электричества есть возможность разблокировки системы для ручного открывания створки ворот.

Устройство приводной системы

Для тяжелых конструкций устанавливают мотор на 380 В

Привод для откатных ворот бывает гидравлическим или электромеханическим, но в обоих случаях в его строении есть электродвигатель. Моторчик сообщает движение гидравлике или механике. По мощности агрегата устройства делят на промышленные и бытовые. В частных хозяйствах используют электродвигатели 220 В с повторяющейся интенсивностью действия в диапазоне 30 — 50%. Такие параметры предохраняют обмотки мотора от перегрева.

Для промышленных ворот из тяжелых материалов ставят стойкие к нагреванию агрегаты 220 или 380В. Использование двигателей, работающих на 12В, ограничено из-за многосложного управления, которое ведет к удорожанию автоматики в целом.

Механизм открывания включает устройства:

  • электрический двигатель со стартером;
  • прибор, понижающий обороты;
  • зубчатая пара колесо-шестерня;
  • рабочий редуктор (поступательно-возвратный механизм, шатунно-кривошипный блок, гидроцилиндровый насос).

Приводное устройство содержит в конструкции компенсационный блок для понижения нагрузки тяжелой воротной створки. Он может быть представлен системой противовесов, торсионными пружинами.

Функциональность повышают с помощью регулярной смазки подвижных деталей. Средство подбирают по условиям работы, вязкости состава, устойчивости к перемене температур и действию мороза. Чаще всего используются традиционные для нашей страны минеральные масла, их смеси с керосином, соляркой, водой, эмульсии или дорогие синтетические смазки.

Выбор двигателя

Мотор и дополнительные элементы автоматики для ворот

Несоответствие мощности мотора массе полотна приводит к нарушению открывания, появлению скрипов и выходу из строя.

При выборе агрегата учитывают критерии:

  • Вес конструкции. Автоматику различают по крутящему моменту и тяговому усилию. В документах при продаже должна быть указана мощность двигателя, а не только рекомендованный вес полотна. Мотор выбирают с запасом прочности.
  • Интенсивность работы. Параметр показывает время, в течение которого автоматика работает беспрерывно без выхода из строя (до 50%). Для бытовых ворот это означает, что после 1 часа работы требуется перерыв на 30 минут.
  • Скорость открывания. Параметр означает, сколько придется ожидать отвода створки, чтобы освободить проем для проезда. Ускоренное открывание увеличивает нагрузку на механизм, поэтому нужно обращать внимание на этот параметр при выборе.

Играет роль качество автоматического приспособления. Лучше приобретать устройства европейских или российских производителей. Китайская автоматика также имеет качественные образцы, но есть риск нарваться на кустарных изготовителей.

Актуаторы для привода делаются из подручных материалов

Перед тем как самому сделать электропривод на откатные ворота, выполняют чертеж или эскиз.

Самодельные приводы делают с применением подручных узлов, деталей автомобиля и бытовых приборов:

  • редукторные электрические двигатели с усилием свыше 120 Н;
  • подъемники стекол на машине;
  • домкраты винтового действия;
  • отрезки квадратной трубы;
  • два актуатора (поступательных устройства) спутниковой антенны.

Дистанционное управление организовывают с помощью простой автосигнализации, при этом используют реле 12В для подключения мотора. Помимо этого, нужна сигнальная лампа, провода, торцевые включатели.

Тип механизма определяют по расстоянию от полотна до внешней кромки опоры:

  • больше 15 см — рычажный;
  • до 15 см — линейный.

С домкрата убирают крышку, шестерни и ручку. Болгаркой срезают платформу подъемника. Разбирают стеклоподъемник, вынимают мотор и редуктор. Из трубы-квадрата (20 х 20 мм) делают муфту, присоединяют к винту домкрата.

Применяют шуруповерт для сверления отверстий в прутке 18 х 18 см, где затем нарезают винтовую резьбу для редукторного вала. Ответную часть муфты устанавливают на двигатель стеклоподъемника. По углам делают отверстия, соответствующие тем, что на корпусе. Винтовую часть и мотор соединяют шпильками с гайками.

Основные рекомендации

При расчете автоматики учитываются габариты ворот

При изготовлении привода учитывают не только вес полотна, но и ветровую нагрузку. Если не принять во внимание квадратуру створки, мотор не прослужит долго. Ветровые усилия для расчета принимают в диапазоне 50 кг на 1 квадратный метр плоскости ворот. Привод рассчитывают так, чтобы мощность получалась с запасом на 20 – 30% больше.

Если для автоматизации подходит рычажное устройство, используют стеклоподъемники машины ГАЗ, которые комбинируют с двумя рычагами, или берут подходящий гидроредуктор. Для работы в сети 220В ставят понижающий трансформатор вместе с преобразователем напряжения на 12В.

Концевые выключатели блокируют работу электромотора в конечных положениях, при этом используют электрические схемы от реальных конструкций для реверсного запуска двигателя. Все нюансы сборки автоматики продумывают заранее.

Сборка привода с цепной передачей

Перед монтажом проверяют наличие сигнальной лампы, от покупки которой не стоит отказываться с целью сэкономить средства. Бережливость в этом плане не оправдана, т. к. повышает риск опасности для людей.

Пошаговая инструкция:

  • Монтаж привода. Его крепят на основание, которое есть в комплекте, затем конструкцию помещают между каретками. Определяют местоположение зубчатой рейки в центре шестеренки. Двигатель фиксируют гайками.
  • Установка рейки. При открытых воротах рейку приваривают к створке так, чтобы на ней было место для торцевых реле. Привод разблокируют. Створку передвигают на 1 м, соединяют шестеренки и приваривают вторую шестерню. Регулируют промежуток между шестеренками и рейкой, чтобы был плавный ход, а полотно не стучало.

Легкие и тяжелые конструкции координируют так, чтобы их можно было передвигать рукой. Иногда этому мешает отсутствие вертикальности при монтаже ворот, либо есть препятствия по линии движения.

Схема подключения автоматики привода для откатных ворот

Схема подключения автоматики для ворот

Двигатель фиксируют перед подсоединением автоматики.

Схематичный порядок работ:

  1. соединение зубчатой планки и шестеренок мотора;
  2. введение в работу торцевых выключателей;
  3. регулировка перемычек на адаптере управления;
  4. включение питания;
  5. настройка дистанционного пульта;
  6. наладка концевых реле и времени;
  7. подсоединение к схеме периферийных приборов (сигнальных ламп и фотоэлементов).

В случае самостоятельного подключения автоматики нужно вначале собрать схему на столе, затем перенести практические навыки в реальные обстоятельства. Важно выбрать регламент правильного срабатывания концевых выключателей.

Механические торцевые реле фиксируют болтами, чтобы они не слишком сжимали спираль.

После срабатывания выключателей полотно еще несколько сантиметров проезжает по инерции, поэтому реле регулируют, чтобы в результате оставался малый зазор. Промежуток предохранит двигатель и редуктор от поломки при ударе.

Фотоэлементы ставят напротив друг друга на столбах. Передатчик к ним подключают двухжильным проводом, а приемник — четырехжильным. Сигнальную лампу подсоединяют к клеммам управляющего блока так, чтобы лицевая часть была обращена к дороге.

Откатные ворота являются одними из самых удобных среди своих аналогов. Это обусловлено принципом их действия, который заключается в передвижении полотен параллельно забору. Сочетать такие конструкции можно с любыми ограждениями, что особенно касается тех участков, на которых пространство для въезда ограничено.

Описание

image

Откатное полотно забора или гаражных ворот сдвигается в одну сторону. Эта возможность обеспечивается профилированной балкой, которая приварена к каркасу. Она двигается благодаря укрепленным роликам. Такие конструкции достаточно надежны и практичны. Они популярны из-за удобства эксплуатации, ведь занимают минимум места.

Иногда такие ворота называются сдвижными. Среди их преимуществ следует выделить долговечность, простоту схемы и бесшумность. Составляя чертеж механизма откатных ворот, вы должны разобраться в их разновидностях, которые могут иметь подвес сверху, устанавливаться на опорах или представлять собой консольную конструкцию. Эта классификация осуществляется по принципу способа крепления полотна.

Если используется подвес сверху, то при монтаже конструкции несущую балку устанавливают над проемом. Но в этом случае появляется один недостаток, который выражен в ограниченности высоты проезда транспорта. Прежде чем приступать к изготовлению механизма откатных ворот своими руками, вы должны рассмотреть разновидности этих конструкций. Среди прочих следует выделить систему на опорных роликах. Она обладает направляющей балкой, которая располагается вдоль ограждения. На нее накладывается полотно, которое движется и удерживается вертикально с помощью пары роликов, закрепленных на столбе.

Наиболее популярными являются консольные ворота. Они распространены из-за того, что полотно сверху и снизу не имеет ограничителей. Для установки направляющей балки необходимо обеспечить большое свободное пространство вдоль ограждения.

Рекомендация по проектированию механизма консольных ворот

image

Механизм для откатных ворот может быть консольным. Толщина стенок при этом достигает 6 мм. Минимальное значение равно 3,5 мм. Направляющая балка должна быть спрофилирована к вертикальным и горизонтальным воздействиям. Это позволит обеспечить способность конструкции выдерживать вес полотна и противостоять попыткам взлома.

Изготовление механизма

Конструкция описываемых ворот предусматривает наличие фундамента и опорных столбов. В то время, когда раствор подсыхает, можно приступать к монтажу. Для этого используются профилированные трубы, которые очищаются от коррозии и масла, а после обрабатываются антикоррозионной грунтовкой для дальнейшего нанесения эмалевой краски.

Механизм для откатных ворот будет состоять из трубы, которая сваривается в каркас. По уровню располагается направляющий рельс. Его разрез следует ориентировать снизу, приварив к элементу трубу из профиля. Оптимальным сечением трубы станут следующие размеры: 60 x 60 x 2 мм.

На трубу устанавливаются вертикальные стойки с таким же сечением. Они привариваются к нижней трубе. Затем вваривается верхняя труба. Углы проверяются. После можно приварить треугольник противовеса.

Изготавливая механизм для откатных ворот, по вышеописанной схеме стоит подготовить наружную раму. Для внутренней используется труба меньшего сечения: 40 x 20 x 2 мм. Если ворота будут зашиваться с двух сторон, то труба располагается посередине. При односторонней обшивке трубу следует сдвинуть на край.

У готовой рамы шлифуются швы. Полотно необходимо покрыть грунтовкой. Окрашивание лучше осуществлять алкидной эмалью для наружных работ. После просушки всех слоев можно приступать к зашивке полотна. Для этого используются следующие материалы:

  • сайдинг;
  • древесина;
  • листовая сталь;
  • профнастил.

Можно включить в конструкцию сэндвич-панели, решетчатую структуру или элементы ковки.

Дополнение конструкции нащельниками

Механизм для откатных ворот необходимо дополнить нащельниками, которые требуются для крепления фурнитуры и декорирования зазоров между столбами и полотном створки. Нащельник изготавливается из металлической трубы следующих сечений: 60 x 30 или 60 x 40 мм.

Для монтажа пластины с роликами в нащельнике необходимо сделать вырез. Его размеры будут равны 60 x 40 мм. Он располагается со стороны роликовых опор.

Особенности монтажа механизма

Механизм открывания откатных ворот должен двигаться по обозначенной полосе. Она определяется шнуром, натянутым вдоль проема. Его удаляют от дорожного полотна на 20 см или больше. По веревке осуществляется выравнивание положения несущей балки. Далее подготавливаются роликовые тележки. Их располагают внутри профиля.

Направление тележек смещается к центру ворот. Вместе с роликами конструкция устанавливается на стальную направляющую. Опоры необходимо ориентировать в предназначенных для этого местах. Ворота должны быть установлены параллельно натянутому шнуру. Теперь следует укрепить роликовые тележки к направляющему швеллеру.

Полотно снимается с роликов, а опоры – с площадок. По поверхности необходимо пройтись сваркой. К железной балке укрепляются регулировочные площадки. Ворота устанавливаются на место, а в закрытом положении крепятся горизонтальные направляющие. С помощью гаечного ключа необходимо опустить или поднять регулировочные площадки.

Дополнение ворот автоматикой

Механизм автоматических откатных ворот может быть дополнен электроприводом, который бывает:

  • линейным;
  • подземным;
  • рычажным.

Первый используется для работы со створками, вес которых не превышает 1 т. Такая автоматика устанавливается на опоры, к которым присоединяются створки. Рычажный электропривод будет предусматривать одноименные элементы, которые выходят из-под земли и фиксируются к плоскости створок.

Подземный электропривод располагается в защищенных контейнерах под землей. Последние два типа автоматики обладают недостатками в виде более дорогого ремонта и обслуживания механизма по сравнению с линейной автоматикой.

Стоимость механизмов

Если вы решили установить механизм для откатных ворот, цена такого устройства вас должна заинтересовать. Подбор осуществляется по нескольким факторам, среди них масса, которая будет оказываться на комплект привода. Например, если этот параметр составляет 1 300 кг, то вы можете приобрести SL-1300KIT за 17 500 руб. Мощность равна 550 Вт, а скорость открывания эквивалентна 10 м в минуту.

Цена механизма для откатных ворот будет равна 15 800 руб., если вес, оказываемый на комплект привода, будет равен 800 кг. В данном случае речь идет о модели SL-800KIT.

Если ваши ворота будут весить 2 100 кг, то стоит приобрести SL-2100KIT. Цена в данном случае будет равна 21 300 руб. Питающее напряжение составит 230 В. Скорость открывания остается прежней. Минимальная рабочая температура достигает -40 °C, что очень важно для потребителей из России.

RMNT.RU В /В  Статьи и обзоры В /В  Благоустройство территории В /В  Заборы, ворота, калитки, рольставни

Откатные ворота очень удобны вВ использовании, но их можно усовершенствовать, укомплектовав электрическим приводом. ВВ этой статье речь пойдет оВ вариантах устройства привода, выборе подходящих деталей механизма иВ особенностях сборки функциональной иВ надежной механики.

  • Выбор двигателя иВ редуктора для ворот
  • Какие подручные средства можно использовать вВ работе
  • Сборка привода сВ реечной передачей
    • Крепление двигателя иВ механизма передачи
    • Крепление цепи кВ воротам
    • Устранение некоторых проблем цепной передачи
  • Передача приводным роликом
    • Конструкция механизма
    • Комплектующие для прижимного ролика
    • Соединение ролика сВ двигателем

Механизированный электрический привод откроет ваши ворота одним нажатием кнопки. Его можно собрать из подручных материалов, установка же занимает не более одного дня. Есть два варианта исполнения электропривода для откатных ворот. ВВ обоих случаях источником тяги выступает асинхронный электродвигатель, но только вВ первом передача усилия выполняется звездочкой иВ цепью, аВ во втором — сВ помощью прижимного ролика.

Выбор двигателя иВ редуктора для ворот

Если на участок подведено трехфазное напряжение, используйте трехфазный мотор сВ соединением обмоток вВ В«звездуВ». Это устранит возможные проблемы при пуске иВ позволит использовать максимум мощности двигателя.

Если трехфазное напряжение недоступно, придется использовать однофазный конденсаторный двигатель.

Примечание: такой выбор может обернуться серьезным недостатком пускового момента.

Выбирайте привод вВ диапазоне мощности 1,2–2,5В кВт, вВ зависимости от массы полотна ворот. Частоту вращения лучше выбрать наименьшую из возможных, например, отлично подойдут 6-полюсные или 12-полюсные двигатели сВ частотой вращения 1000 иВ 500В об/мин соответственно. Низкий крутящий момент нужен, чтобы избежать высокого передаточного числа вВ редукторе иВ снизить нагрузку на ведущий вал. Для установки подойдут трехфазные электрические двигатели серии A100L8 или однофазные конденсаторные моторы, такие как АИРЕВ 80. Стоимость обоих вариантов не будет превышать 5В 000В руб.

Частота вращения приводного колеса, вВ зависимости от его диаметра, должна составлять 80–100В оборотов вВ минуту. Эту величину следует принимать вВ качестве выходного крутящего момента редуктора. Входной вращающий момент должен быть равен частоте вращения двигателя. Для данной кинетической схемы рекомендуются одноступенчатые редукторы сВ червячной передачей. Средняя стоимость такого механизма составляет 3В 500–5В 000В руб.

Какие подручные средства можно использовать вВ работе

Можно заменить часть деталей более дешевыми аналогами, если уверены, что сможете надежно соединить элементы кинематической схемы. Например, вВ качестве силового агрегата допускается использование двигателя от старой стиральной машины. ВВ таком случае при подключении двигателя нужно будет определить концы двух пар обмоток. Это делается сВ помощью мультиметра вВ режиме измерения сопротивления, которое уВ пусковой обмотки значительно выше.

Вал двигателя иВ редуктора нужно соединить жесткой или полужесткой муфтой. Первая представляет собой гильзу сВ отверстиями разных диаметров иВ шпоночными канавками. Полужесткая соединительная муфта собирается из двух фланцев, которые соединены между собой лепестками из резины.

Вместо редуктора вы можете задействовать ременную передачу. Для правильного определения передаточного числа разделите диаметр большего шкива, жестко иВ соосно соединенного сВ приводным колесом, на диаметр меньшего, который крепится на валу двигателя.

Такой вариант подразумевает определенные сложности вВ сборке станины для крепления элементов кинематической схемы. Например, существуют трудности сооружения натяжного устройства для ремня. Частично их можно избежать, используя автомобильный ролик-натяжитель ремня ГРМ. Также при использовании ременной передачи придется уделить внимание устройству независимого вала сВ двумя радиально-осевыми подшипниками. Вал должен быть правильно отцентрирован, ведь на нем расположены элементы двух трансмиссий: приводное колесо иВ ведомый шкив ременной передачи.

Сборка привода сВ реечной передачей

Самый распространенный способ передачи тяги от двигателя кВ воротам — сВ помощью цепи. На валу редуктора нужно закрепить сваркой звезду от мотоцикла или велосипеда. Цепь Галля сВ соответствующим шагом звеньев натягивается горизонтально вдоль всего полотна ворот иВ крепится на его краях. Таким образом, при вращении звездочки вВ ту или иную сторону тяга передается на цепь, которая, вВ свою очередь, тянет раму ворот.

Крепление двигателя иВ механизма передачи

Для сооружения рамы, кВ которой будут крепиться двигатель иВ механизм передачи, разумнее всего использовать угловую сталь сВ шириной полки 50В мм. Рама должна быть жестко прикреплена кВ бетонному основанию.

При выборе двигателя иВ редуктора обратите внимание на такой параметр, как высота оси вращения. Если она неодинакова, то основание под оборудование нужно будет делать двухуровневым.

Двигатель сВ редуктором крепятся болтами сВ самоконтрящейся гайкой кВ ровной иВ жесткой металлической опоре. Отверстия вВ основании должны быть продолговатыми, чтобы была возможность правильно отрегулировать положение.

Крепление цепи кВ воротам

Самым очевидным местом для крепления тяговой рейки или цепи может показаться рельсовая направляющая. Это распространенная ошибка, ведь при таком расположении механическая передача подвержена сильному загрязнению, не говоря уже оВ проблеме накопления снега. Лучше установить дополнительную приводную балку на полотне ворот, соблюдая высоту от дорожного покрытия вВ 60–100В см. Снизу кВ этой балке прикрепите цепь или зубчатую рейку, защищенную боковым кожухом из резины или пластика. Крепление концов цепи кВ воротам выполняется сваркой.

Устранение некоторых проблем цепной передачи

Такой способ передачи сопряжен сВ рядом трудностей. Например, цепь имеет свойство растягиваться, особенно при столь значительных нагрузках. Этот эффект можно устранить, если приварить кВ последнему звену цепи шпильки иВ пропустить их через закрепленные на раме ворот проушины. Такой натяжитель позволяет периодически выбирать В«слабое звеноВ» иВ натягивать цепь. Также можно разместить на раме привода ролик-успокоитель сВ жесткой пружиной, который не только будет компенсировать провисание цепи, но иВ предотвратит ее соскакивание со звезды из-за так называемой “пляски”.

Всех этих сложностей можно избежать, если вместо цепи использовать рейку сВ зубьями. Изготовить такую своими руками вряд ли получится, потребуются услуги слесарной мастерской.

Передача приводным роликом

Существует альтернативный тип привода для ворот, вВ котором задействован прижимной ролик. Такой механизм будет несколько сложнее сконструировать своими руками, но вВ то же время он не требует размещения дополнительных приспособлений на воротах, не боится загрязнения, снега иВ образования наледи.

Конструкция механизма

Суть метода проста: ко внешней стенке рельсовой направляющей под усилием прижат ролик сВ литой покрышкой из эластичной резины. Профиль покрышки должен быть прямым, без протектора, чтобы обеспечить максимальное сцепление. Усилие обеспечивается мощной пружиной сжатия. Она размещается на шпильке толкателя иВ прижата законтренной гайкой сВ шайбой. Оси вала крепятся кВ полкам П-образного кронштейна.

Для компенсации усилия, оказываемого роликом на полотно ворот, сВ обратной стороны от рельсовой направляющей устанавливаются два таких же ответных ролика, но закрепленных стационарно.

Комплектующие для прижимного ролика

Необходимо найти подходящие ролики, которые можно заказать из каталога комплектующих для промышленных тележек. Выбирайте колеса сВ металлическим основанием иВ закрытыми роликовыми подшипниками, не требующими обслуживания. Допустимая нагрузка должна составлять 300–360В кг. Важно также правильно выбрать пружины для толкателя. Их общее прижимное усилие должно составлять не менее 3,5–4В кН, но не больше несущей способности колес.

Соединение ролика сВ двигателем

Выбираем способ передачи вращения на ролик. Вы можете использовать для этого клиноременную передачу, закрепив ведомый шкив на металлическом основании колеса тремя шпильками М12. Также имеет смысл задействовать пару открытых шестерен, если есть возможность их надежного крепления. Ролик также можно закрепить непосредственно на валу редуктора или двигателя, предварительно изъяв подшипники из основания колеса. ВВ таком случае натяжной механизм должен воздействовать не на осевой вал ролика, аВ на основание корпуса редуктора, который свободно закреплен вВ продольных прорезях станины. Также не забывайте оВ допустимой радиальной нагрузке на передний подшипник редуктора — она не должна быть меньше прижимного усилия пружин.

После того как привод будет установлен, необходимо подключить мотор, собрать иВ настроить пусковую аппаратуру, оВ чем вы узнаете из следующих статей.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Обсудить

Материалы по теме:

  • Откатные ворота своими руками: конструкция, чертежи, схемы
  • Автоматика для отканых ворот: дистанционное управление
  • Автоматика для откатных ворот: сборка электрической схемы
  • Откатные ворота своими руками
  • Выбираем автоматику для ворот разного типа
  • Ограждение участка: как выбрать надёжные, функциональные иВ эстетичные конструкции
  • Как сделать фундамент под откатные ворота
  • Автоматика для распашных иВ откатных ворот: комплект необходимого комфорта
  • Привод распашных ворот: изготовление иВ монтаж своими руками

Материалы из сети:

Читайте также

Ответы на вопросы оВ столбах для забора На что могут пожаловаться соседи по даче Гараж вместо забора: плюсы иВ минусы Выбираем роллетные системы, рольставни Металлический vsВ деревянный забор Что ещё можно сделать из поддонов своими руками Невидимые заборы для кошек иВ собак Обзор моделей современных гаражных ворот Как защититься от мошенников, заказывая забор из профнастила Выбираем автоматику для ворот разного типа Утеплённые ворота для гаража: зачем нужны иВ какими бывают Заборы из блоков: разновидности, плюсы иВ минусы

Специальные предложения

Аквопол-Грунт – акриловая грунтовка для бетонного пола от 167В руб Купить
Нержамет – антикоррозионная краска по металлу “3 в 1”. Тара 20кг от 269В руб Купить
Шпатлёвка-2К – полиуретановая шпатлевка для бетона от 205 до 250В руб Купить
Добавка для бетона Эластобетон-Б (20кг на 100кг цемента) от 140 до 160В руб Купить
Металл Профиль Флюгер Люкс Л04 “Корабль” 7В 007В руб Купить
Металл Профиль Штакетник металлический МП LАNE-O 16,5х99 (ПЭ-01-8017-0.45) 130.98В руб Купить
МДФ + МДФ со стеклопакетом и ковкой, ДМК-010 от 30В 000В руб Купить

Управление автомобилем предоставляет комфорт передвижения, поэтому автовладельцы стараются максимально автоматизировать процессы, связанные с движением и обслуживанием транспортного средства. Одной из приятных опций, позволяющей не выходя из машины заехать во двор или гараж, является автоматизация открытия ворот. И если процесс изготовления самой конструкции не представляет большой сложности, то система управления реализуется далеко не каждым автовладельцем. Поэтому мы рассмотрим основные принципы  и детали, которые позволят вам сделать автоматические ворота своими руками.

Виды ворот

Автоматизировать процесс открытия и закрытия можно в воротах любого типа, но принцип реализации и необходимые элементы будут кардинально отличаться. Всего существуют три основных типа:

  • Распашные ворота – наиболее простой и распространенный вид, представляющий собой одну или две створки, которые могут открываться внутрь или наружу;
  • Откатные ворота – представляют собой сплошную панель, отодвигающуюся в сторону вдоль стены или забора;
  • Подъемные и подъемно-поворотные ворота (роллетные) — представляют собой секционную конструкцию из пластика или металла, набираемую в замок, поднимаясь вверх, секции складываются или поворачивают под потолок.

Откатные, в свою очередь подразделяются еще на три категории (подвесные, рельсовые и консольные). Подвесные используются в промышленных помещениях или в местах, где верхний габарит ограничен конструктивными элементами. Рельсовые используют рельсовый путь для перемещения по нем въездных ворот, но этот тип использует редко из-за сложности эксплуатации и необходимости высокой точности подстройки.

Подъемные в качестве автоматических гаражных ворот требуют разработки проекта и высокой точности работ, из-за чего процесс их самостоятельной реализации без наличия соответствующего опыта не представляется возможным. Поэтому в рамках статьи мы рассмотрим более практичные и простые в изготовлении варианты – распашные и консольные откатные ворота.

Автоматические распашные ворота

Наиболее простой вариант для дома, если данная модель уже установлена на участке, можете сразу переходить к их автоматизации. Для изготовления распашных ворот вам понадобиться:

image
Рис. 1: схема изготовления распашных ворот
  • Изготовьте раму, для этого подойдет металлическая труба или профиль;
  • Установите столбы – это основной опорный элемент, поэтому надежности и устойчивости конструкции потребуется уделить особое внимание, также в них нужно установить закладные детали для крепления навесов и оборудования;
    image
    Рис. 2: изготовление столбов
  • Произведите крепление петель к столбам и раме при помощи сварки или ботового соединения, если масса конструкции ожидается приличная, вам понадобятся специальные петли;
    image
    Рис. 3: приварите петли
  • Закрепите на раму обшивочный материал (профнастил, поликарбонат, элементы ковки, листовое железо, брус и т.д.);
  • Обработайте швы, заусеницы, острые и выступающие углы при помощи болгарки, напильника или другого обрезного инструмента;
  • Установите ворота на навесы и проверьте ход створок, их расположение в крайнем открытом и закрытом положении, плотность прилегания, при необходимости отрегулируйте эти параметры;
  • Закрепите задвижку и фиксирующий крюк (эти элементы в автоматических системах не обязательны, поэтому можете обойтись и без них);
  • Покройте грунтовкой и покрасьте поверхность или отдельные элементы.

Преимущества и недостатки.

На этапе проектирования следует взвесить все за и против, к преимуществам распашных моделей относятся:

  • Относительно простая конструкция, которую каждый может изготовить самостоятельно;
  • Неприхотливая в эксплуатации, отсутствуют сбои в работе из-за перекосов, заклинивания и прочих неисправностей;
  • Нет необходимости приобретать специфическую фурнитуру, можно собрать из подручных материалов;
  • Не требуется заливать фундамент под рабочий механизм, заливаются только опорные столбы;
  • Достаточно легко ремонтируются, при необходимости можно заменить какой-либо элемент;
  • Сравнительно меньшая себестоимость.

К недостаткам распашных ворот относятся:

  • Для свободного движения требуют достаточного пространства равного ширине створок;
  • Необходимость установки электрического привода для каждой половины, поэтому в двухстворчатых моделях эта опция обходиться вдвое дороже;
  • Воспринимают ветровую нагрузку, поэтому требуют дополнительной фиксации.
  • Создает значительную нагрузку на опорные конструкции из-за чего прочность и высота столбов должна выбираться в соответствии с массой металлического каркаса и обшивки;

Выбор и установка привода

По способу управления приводы могут быть линейные, рычажные и подземной установки. Привода подземной установки достаточно сложные и дорогие, так как весь механизм скрывается ниже уровня грунта и должен обеспечивать достаточно большое усилие. Такие приводы используются для перемещения ворот, где внешний вид нельзя портить какими-либо техническими элементами. Из-за подземного размещения они подвержены воздействию сточных вод, поэтому для системы необходимо сооружать эффективную ливневую канализацию.

image
Рис. 4: скрытый привод подземной установки

Линейный привод

Привода с линейным раздвижным механизмом устанавливаются на столбах и крепятся к створкам распашных ворот. Принцип действия заключается в движении штока посредством планетарного, кривошипного механизма или шестерней. Важным параметром при проектировании и установке линейной модели является его местоположения по отношению к самим воротам и точке крепления. Всего выделяют три способа крепления:

  • На боковой поверхности столба;
    image
    Рис. 5: линейный привод на боковой поверхности
  • На торцевой поверхности столба;
    image
    Рис. 6: линейный привод на торцевой поверхности
  • В нише.
    image
    Рис. 7: линейный привод в нише

Устройство, установленное на боковой поверхности, требует куда большей мощности для выполнения операций со створками ворот, в сравнении с тем же устройством, установленным на торцевой поверхности. Также далеко не всегда возможно устанавливать привод ворот на боковую поверхность, так как он будет скрадывать пространство в открытом положении и просвета ворот может оказаться недостаточно для комфортного проезда авто.

Установка на торцевую поверхность также имеет свои особенности из-за расстояния от точки поворота линейного привода до рамы ворот. Для такой конструкции этот параметр должен быть не более 10 см, но из-за большого веса ворот столбы и опорные конструкции имеют большие габариты. Поэтому расстояние может достигать 15 – 20 см, что делает такой тип установки малоэффективным. На помощь в такой ситуации приходит способ установки в нишу, специфические модели с удлиненным штоком или рычажные приводы.

Установка в нишу не всегда оправдана, поскольку удаление части опорной конструкции негативно сказывается на ее прочности. Такой метод оправдан лишь в том случае, когда у столба имеется несущий стержень или удаляется незначительный фрагмент.

Рычажный привод

Рычажный привод представляет рычаг локтевого типа с подвижным шарниром, приводимый в действие электрическим двигателем. Пример такого устройства в действии приведен на рисунке ниже.

image
Рис. 8: привод рычажного типа

Такие приводы могут управлять автоматическим открытием и закрытием ворот вне зависимости от габаритов столбов и положения створок, но рычажная автоматика требует куда большего ресурса мощности, в сравнении с линейной. Стоимость рычажных механизмов также значительно больше и выходят со строя они  куда быстрее. Поэтому линейные приводы для ворот устанавливаются чаще, даже, несмотря на ущерб конструкции.

Блок и пульт управления

Рис. 9: схема управления через брелок

Блок управления представляет собой комплект автоматики, способной открывать и закрывать ворота, устанавливать время задержки до автоматического закрытия, подавать звуковые или световые сигналы о положении ворот и т.д. Следует отметить, что механизм автоматизации ворот необходимо размещать на высоте не менее 50см от уровня грунта, чтобы в зимнее время года при выпадении  осадков он не оказался под снегом. Так как в нерабочем состоянии некоторые сборки электропривода переходят в режим самоблокировки, и при необходимости открытия вручную вам придется их разблокировать. Пульт управления, как и линейный привод, при установке должен учитывать габариты открытых створок.

Пульт управления напрямую подвязывается к блоку управления и может функционировать:

  • По каналам радиосвязи;
  • По проводным каналам;
  • Через Wi-Fi или мобильные каналы связи.

Через эти каналы автоматическими воротами можно управлять с брелка, через встроенный в автомобиле Home-Link, при помощи клавиатуры, картридера, мобильного телефона, обычного ключа, жетона и т.д. Выбирать нужно наиболее подходящий вариант, к примеру, для семьи из четырех и более человек приобретать брелки куда дороже, чем установить GSM модуль, запрограммированный на несколько мобильных телефонов. Модуль оснащается собственной SIM картой, а в память заводятся нужные номера мобильных, на которые будет реагировать устройство и производить автоматическое открывание.

Откатные ворота

Конструктивно автоматические откатные ворота представляют собой закрепленное на раме полотно, которое перемещается вдоль забора на ширину проема. Для изготовления таких ворот вам понадобится:

Рис. 10: пример схемы откатных ворот
  • Соберите или приобретите готовое полотно для откатных ворот;
  • Изготовьте из металлического профиля или трубы раму для откатных ворот;
    Рис. 11: рама для откатных ворот
  • Зафиксируйте полотно на сборках рамы;
    Рис. 12: зафиксируйте полотно на сборках рамы
  • Зафиксируйте роликовые опоры на заранее забетонированном основании.
    Рис. 13: зафиксируйте ролики на бетонном основании
  • На опорных конструкциях установите с одной стороны улавливающие устройства, а с другой роликовые направляющие;
    Рис. 14: нижний улавливатель
Рис. 15: роликовые направляющие
  • Установите на ворота профильный рельс;
  • Поместите в рельс роликовые опоры;
  • На конце ворот установите подвижный упорный ролик;
    Рис. 16: подвижный ролик
  • Закрепите готовые ворота в проеме;
    Рис. 17: закрепите готовые ворота в проеме

Готовая конструкция должна свободно перемещаться в пролете. Такие ворота обладают рядом особенностей в эксплуатации.

Преимущества и недостатки

Несмотря на то, что автоматические секционные ворота не так широко применяются для ограждения въездов, как распашные варианты, они обладают рядом весомых преимуществ. А их малая популярность обуславливается тем, что такая модель относительно недавно появилась в обиходе. К преимуществам откатных ворот относятся:

  • Относительно простая конструкция;
  • Линейные размеры самих ворот и элементов привода не занимают лишнего пространства в проезде;
  • Опорные столбы практически не воспринимают нагрузку от конструкции;
  • Обладают высокой механической прочностью, не бояться порывов ветра в открытом положении.
  • Куда более дешевый автоматический привод.

Но, помимо преимуществ, раздвижные ворота имеют и определенные недостатки:

  • Вдоль забора требуется обеспечить свободное пространство для движения;
  • Более дорогостоящая фурнитура и комплектующие;
  • Поверхность грунта на всей протяженности пути следования ворот должна быть ровной;
  • Необходимость заливки фундамента и установки металлических деталей для закрепления роликов;
  • Более сложный и трудоемкий ремонт, в случае выхода ворот со строя.

Привод для откатных ворот

Чтобы привести в действие автоматические ворота откатного типа используется линейная автоматика, включающая в себя электропривод для создания вращающего эффекта, зубчатая рейка для реализации механической передачи, магнитный или электрический механизм фиксации крайних положений.

Электропривод представляет собой отдельный блок с зубчатой передачей

Рис. 18: электропривод для откатных ворот

Посмотрите на рисунок, зубчатая передача реализована посредством колесика. При выборе модели лучше отдавать предпочтение изделиям с металлическим колесиком, так как полимерные довольно быстро выходят со строя. Данный элемент должен становиться в зацепление с зубчатой рейкой.

Рис. 19: крепление зубчатой рейки

Зубчатая рейка крепиться к воротам метровыми отрезками, обязательно крепите ее к каркасу, но, ни в коем разе не к рельсу, предназначенному для движения роликов. Общую длину рейки необходимо выбрать не по габаритам ворот, а исходя из ширины проема плюс один метр.

В первую очередь электропривод устанавливается на заранее смонтированный фундамент, затем, по отношению к его колесику монтируют зубчатую рейку.

Рис. 20: установка рейки на электропривод

Следует отметить, что  электропитание к месту установки подводится заранее, поэтому после монтажа автоматики к ней подключается питающий кабель, который уже скрыт в земле. Практически каждая модель привода для автоматических ворот оснащена замком разблокировки. Он применяется в тех ситуациях, когда вам нужно открыть ворота вручную, так как большинство моделей блокируют положение, поэтому сдвинуть их крайне проблематично.

Для остановки вращения колесика в крайних положениях устанавливаются магнитные или механические механизмы. Механические модели нежелательно применять в климатических условиях с низкими температурами, так как при замерзании они часто дают сбой, и вам придется открывать ворота вручную.

Рис. 21: установка магнитного датчика крайнего положения

Магнитные модели куда менее капризны, их устанавливают на зубчатую рейку ворот и при прохождении напротив электропривода магниты воздействуют на активное устройство, подающее команду на прекращение вращения.

Блок управления

Как и для автоматических ворот распашного типа, блок управления может контролироваться  с проводного или дистанционного пульта, с клавиатуры, кодового замка или от GSM модуля. Он позволяет задавать различные режимы работы (устанавливать задержку закрытия или открытия, оставлять проем для прохода, выбирать время для перемещения, управлять световой сигнализацией и т.д.). Для предотвращения попадания влаги блок управления автоматическими воротами должен размещаться на высоте не менее 5 м от поверхности грунта.

Видео инструкции в помощь

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий