Как правильно соединять провода? Электропроводка в квартире – Homo habilis. Журнал для умелых людей

Содержание

image
скрутка или клемма

Как лучше соединить провода?

image
что лучше выбрать клеммник или скрутку

Уравновешенный подход к соединению проводников, возможно, убедит, что эти два соединения имеют право на существование. Стоит отметить, что ПУЭ не приветствует скрутки, то есть такую схему — скрутили провода и заизолировали, но в то же время, не возражает против пайки, и сварки скруток.

ПУЭ: п2.1.21. Соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями.

Объекты, подлежащие пожарной инспекции, строго контролируется на наличии соединения проводов и всякие скрутки быстро пресекаются. Иначе говоря, большинство пожаров возникают по причине не качественных соединений, другими словами – скручивают все, что попадется под руку, а именно: скрутки, состоящие из меди и алюминия, мягкий провод с жестким и т.п. В итоге, скрутки плохо обжатые, из-за которых возникают большие беды.

скрутка

Клеммы Wago исключают подобные провокации, но, в тоже самое время не являются панацеей абсолютной гарантией безупречной защиты. Клеммы Wago рассчитаны выдерживать нагрузку от 3,5 до 5 кВт, в зависимости от серии, поэтому, их нельзя ставить везде и всюду. Если клемма плавится, значит, в целом, на проводку идет перегрузка и проблема кроется не совсем грамотно подобранном автоматическом выключателе, который должен защищать от подобных негативных проявлений. Проблема с оплавлением клемм в основном происходит в старых домах, где нет должного контроля над проводкой и соединением проводников.

соединение проводов с помощью клемм wago

В современных новостройках в основном используются клеммы Wago и жалоб от жителей не поступает. Дело в том, что для таких потребителей как: бойлер, стиральная машина, посудомоечная машина прокладываются отдельные силовые линии без каких либо соединений, а для освещения и розеточных групп используются клеммы, которые не подвергаются большим перегрузкам сети.

В других новостройка используется скрутка без пайки и сварки, но с применением клемм СИЗ, которые зарекомендовали себя как достаточно надежные клеммы. Единственный недостаток клемм СИЗ большие трудозатраты в отличии клемм Wago, которые легко и быстро соединяют провода, а это дает огромное преимущество на больших объектах, где скорость и время диктуют свои правила.

клеммы СИЗ

Обязательно прочитайте подробные статьи про соединение проводов:

  • «Современные способы соединения проводов«
  • «Соединение проводов  в распределительной коробке? СХЕМЫ»
  • «Колпачки СИЗ для скрутки проводов. Советы электромонтажника»

Типы соединений проводов

Первый тип — самозажимные клемники. Рассмотрим этот тип соединения более подробно. Довольно часто при монтаже электропроводки приходится выполнять соединение алюминиевых и медных проводов с различным сечением, жесткостью и количеством жил. Но техника безопасности строго запрещает делать скрутки из материалов алюминия и меди. Еще совсем недавно самыми надежными считались соединения при помощи винтов, пока не появились более удобные пружинные клеммы Wago.

На сегодняшний день наибольшее распространение получили два типа пружинных соединений этой марки:

  • универсальные, снабженные натяжной пружиной;
универсальный зажим
  • специализированные плоско-пружинные клеммы.
плоско-пружинный зажим

Первый тип разработан для многожильных (мягких) проводов, а второй тип предназначен только для одножильных (жестких) проводов.

Достоинства соеденительных клемм Wago

достоинство пружинных клеммных соединений

Пружинные клеммы Wago обладают множеством преимуществ, среди которых:

  1. Качество контакта этой клеммы не зависит от квалификации мастера, который выполнял проводку.
  2. Возможность довольно быстрого подключения без использования специализированного инструмента.
  3. Прекрасная защита от случайного прикосновения к токонесущим поверхностям.
  4. Высочайшая надежность контактов.
  5. Возможность внесения изменений в проводку, не нарушая соединения.
  6. Наличие отдельного гнезда для каждого провода.
  7. Высокая виброустойчивость и ударопрочность.
  8. Автоматическое регулирование усилия зажима на провод.
  9. Отсутствие необходимости в уходе и специальном обслуживании.
  10. Электрические проводники в этих клеммах обладают прекрасной устойчивостью к повреждениям.
  11. Клеммы обладают сертификатом «Ростеста» и разрешением от Госэнергонадзора.
  12. Прекрасное соотношение качества и цены.
зажим провода

В процессе монтажа провод с изоляцией вставляется в плоско-пружинный привод до упора в соответствующее отверстие, и в этот момент появляется оптимальное давление на контакт, которое не зависит от площади сечения проводника. Плоско-пружинный механизм прекрасно прижимает жилу провода к шине, что полностью исключает ее самопроизвольное отключение. Для осуществления необходимых измерений в корпусе клеммы есть специальное отверстие, которое обеспечит доступ и визуальный контакт к электрической шине. При правильном соединении клеммы, полностью исключается возможность прикосновения к элементам, находящимся под напряжением, а также возникновения короткого замыкания.

надежный зажим провода

При возникновении необходимости можно разобрать электрическое соединение, достаточно просто легким движения вытащить провод, слегка его повернув. Для того чтобы извлечь гибкий проводник, необходимо слегка сжать клемму, затем потянуть за провод. Клеммы WAGO позволяют довольно быстро выполнить перекоммутацию электроцепи без дополнительной зачистки изоляции.

Некоторые разновидности клемм Wago

Сегодня на отечественном рынке наиболее распространены следующие типы клемм Wago:

  • 1. Серия 773 специально разработана для использования в распределительных коробках. При помощи этих клемм можно соединять от двух до восьми проводов с сечением от 0,75 до 2,5 кв. мм. Они рассчитаны на работу при напряжении 400 В. В этих клеммах применяется плоско-пружинный зажим для соединения жестких одножильных электрических проводов. Чаще всего в них используются провода, обладающие сечением 2,5 и 1,5 кв. мм.
wago серия 773
  • 2. Серия 273 тоже предназначена для применения в распределительных коробках. Эти клеммы предназначены для соединения трех проводов с сечением от 1,5 до 4 кв. мм. Они рассчитаны для работы под напряжением 400 В. Клеммы дополняют серию 773, и обычно используются для соединения проводов, обладающих сечением больше 2,5 кв. мм.
wago серии 273
  • 3. Серия 224 предназначена для различных осветительных приборов. Эти клеммы используются для соединения двух или трех проводов, обладающих сечением от 0,5 до 2,5 кв. мм. Они рассчитаны на работу при напряжении 400 В. В таких клеммах используются сразу два типа зажима. Универсальные зажимы устанавливаются со стороны светильника для соединения многожильных и тонкожильных проводов, а с монтажной стороны располагаются плоско-пружинные для одножильных жестких проводов. Клеммы из этой серии специально предназначены для освещения, но могут применяться при монтаже различных приборов, обладающих гибкими проводами.
wago серии 224

Материалы, которые применяется при изготовлении клемм Wago

При изготовлении клемм Wago в качестве материала, изолирующего токоведущие части, обычно используется полиамид. Он является плохо воспламеняемым, коррозионнонейтральным материалом, который обладает самопогашающими свойствами. Верхний предел непродолжительной температуры полиамида составляет более 170 градусов Цельсия, а нижний предел составляет менее – 35 градусов Цельсия. Токонесущие элементы изготавливаются из специальной электролитной меди и обладают оловянно-свинцовым покрытием, что является гарантией долгосрочной коррозионной защиты. При воздействии высокого удельного давления на точку контакта в зажиме, поверхность проводника укладывается в специальный свинцово-оловянный слой в контактной зоне. Это гарантирует высокую надежность защиты места контакта от различных коррозийных воздействий.

материал клемм wago

Зажимы в пружинных клеммах изготавливаются из высококачественных хромоникелевых сталей, которые обладают отличным пределом прочности во время растяжения. За все время эксплуатации подобных материалов не было выявлено ни одного случая контактной коррозии между контактными материалами и хром-никелевой сталью пружины, что позволяет использовать клеммы компании Wago даже для соединения медных проводов.

хромоникелевая сталь пластин ваго
надежный зажим пружиной проводник

Строительные клеммы Wago дают возможность после соединения одножильных и многожильных проводов, при возникновении необходимости, достаточно легко изменить конфигурацию, не используя при этом специального инструмента. На сегодняшний день клеммы Wago используются при строительстве практически по всему миру. Причина их высокой популярности кроется в высокой надежности и простате монтажа.

 Винтовые клеммные соединения

винтовые клемники

Соединительные изолирующие зажимы (СИЗ)

Скрутка проводников

Из-за переноса электрической плиты на кухне, не всегда возможно проложить новый силовой кабель, поэтому приходится наращивать старый. Некоторые плиты могут потреблять до 7 кВт электроэнергии и вот тут-то обычной скруткой не обойтись, а спаять или сварить проводники трудоемко. В таком случае для соединения проводников лучше использовать клеммную колодку рассчитанную на номинальный ток 60А.

Клеммная колодка

клеммная колодка

Силовой провод для электроплиты

клемная колодка для электроплиты

Пайка и сварка проводников

скрутка, пайка, сварка проводников

Последствия соединения проводов через клеммы Ваго

В статье расскажу про реальный случай соединения проводов в квартире. Таких статей у меня уже много, по ходу буду давать на некоторые ссылки. Как обычно, будет много фото, советов и наставлений)

Итак, история началась с того, что меня позвал к себе клиент, которого затопили соседи сверху. Дом – старый двухэтажный барак, довоенной постройки, проводка – ужас. А именно – алюминий и медь в разных комбинациях. Дом и квартира многократно достраивалась и перестраивалась, и проводка переделывалась соответственно.

Поэтому, когда на электропроводку попала вода, это привело к тому, что квартира оказалась полностью обесточена. Ситуация была усугублена тем, что в квартире только что был проведен ремонт с хорошей отделкой, стены оклеены дорогими обоями и декоративным камнем. И, как всегда, перед тем, как делать ремонт, хозяева не подумали о том, что проводка оставляет желать лучшего. То есть, находится в неудовлетворительном состоянии.

У русского человека, как водится, пока гром не грянет… А пока работает – и ладно!

Итак, я пришел в тот вечер, и восстановил квартиру с точки зрения электрики, соединив провода в распределительной коробке тем, что у меня имелось при себе в арсенале – Wago разных моделей, соединители СИЗ.

И вот, через пол года – звонок! Пора! Погорело в прямом смысле слова, фото в начале статье, и здесь:

Последствия соединения проводов в коробке через клеммы Wago. Вверху – дыра в натяжном потолке.

Электрощиток на питание квартиры

Напомню, что так делать нельзя, эта дурная традиция пошла с тех времен, когда после счетчика ставились круглые такие пробки-предохранители. Чем это опасно – если выбивал ноль (а тут шансов 50/50), и вроде как “света” в доме нет, но вся электропроводка находится под потенциалом фазного напряжения. Даже нулевая часть, которая до этого была не опасна. Поэтому, в данном случае должен быть двухполюсный автомат, но никак не два однополюсных.

Это пошло также и потому, что раньше фактически нуля могло и не быть, а реально было две фазы, с линейным напряжением между ними 220В. А если и были ноль и фаза, то различия между ними не делали. Бедность и техническая отсталость…

Рекомендую мою статью про выбор автоматов в квартирный щиток.

А также – чем отличается автоматический выключатель от предохранителя.

Понятное дело, что соединение проводов в коробке с такой защитой погорело. Тем более, что провода, которые соединялись через клеммы – старые, окисленные, разного сечения.

Важно помнить, что клеммы для соединения проводов тут виноваты в последнюю очередь, поэтому сразу хочу предостеречь противников Ваго – если их использовать правильно, то и прослужат они долгие годы!

Тем, кто не в курсе, очень рекомендую статью – Примеры практического подключения проводов через клеммы Wago.

Погорела не только коробка вводных проводов (над счетчиком), но и распред.коробка в коридоре, через которую шло питание на кухню и сан.узел. Вот, что с ней случилось:

Сгоревшее соединение алюминиевых и медных проводов между собой.

Как видно, для соединения проводов использована целая коллекция различных клеммников.

Это фото можно охарактеризовать словами из песни – “Я его слепила, из того, что было…”

Клеммники Ваго при этом приняли причудливые формы техно-арта:

Во что могут превратиться клеммы для соединения проводов 1

Во что могут превратиться клеммы для соединения проводов 2

Во что могут превратиться клеммы для соединения проводов 3

Во что могут превратиться клеммы для соединения проводов 4

Повторюсь, эти фото – ничуть не антиреклама. Скорее, это предупреждение, что применять Ваги нужно правильно!

Итак, имеем две распределительные коробки, соединения проводов в которых совершенно никуда не годятся. Что надо делать в таких случаях? Вот основные пункты:

  • Вырезать кусачками старые клеммники,
  • Зачистить провода до хорошего, не потемневшего от температуры металла. Если надо, обрезать провод ещё короче,
  • Если нужно, дорастить провода, чтобы их можно было соединить,
  • В течение всех этих манипуляций понять ход мыслей электрика, который действовал тут 20-40-60 лет назад. Иными словами, понять схему соединений,
  • Установить новую распределительную коробку,
  • Соединить провода между собой с помощью клеммников.

Вот, как я делал ремонт электропроводки в данном случае.

После счетчика исходно шли два автомата на 25Ампер, с их выходных клемм я запитал вот такой электрощиток:

Электрощиток, в котором установлена правильная защита электропроводки от перегрузки

Точную схему подключения сейчас не помню, но это сейчас не суть важно.

Установил такие коробки:

Устанавливаем распределительные коробки для соединения проводов

Почему две коробки вместо одной? Нужно будет всё вместить – все провода и клеммы. Кроме того, при обрезке горелых концов проводов они становятся короче.

Из этого места расходятся провода на всю квартиру (и медные, и алюминиевые), а приходят два кабеля ВВГ 3х2,5:

Соединение проводов в распределительной коробке различными клеммниками

В данном случае я использую для соединения розеточных цепей клеммную колодку TB2504.

О таких клеммах расскажу ниже в этой статье.

Для соединения цепей освещения – клеммы Ваго. Вот, поближе:

Соединение медных и алюминиевых проводов с помощью клемм

За такие соединения я вполне спокоен, и могу дать многолетнюю гарантию на такой ремонт электропроводки.

Почему я люблю делать соединения клеммными колодками? Дело в том, что в таких соединениях я могу быть вполне уверен, в отличие от клемм Ваго (см. фото, что бывает, в этой статье)

В таких клеммах очень низкое переходное сопротивление и весьма высока надежность, если их правильно применять. Почти так же обстоит дело с обжимными соединительными гильзами. Но для гильз нужен специальный инструмент – пресс-клещи, а для клеммной колодки зачастую достаточно отвертки.

Для более качественного монтажа нужно постараться, чтобы площадь соприкосновения провода с площадкой клеммы была максимальной, а сам провод – максимально чистым. В идеале гибкий многожильный провод нужно оконцевать наконечниками.

Про наконечники для многожильных проводов я уже писал в статье про практическое применение клемм Ваго, ссылка была выше. Кроме того, про многожильные провода речь идёт в статье про изготовление электрических жгутов.

Названия для таких клемм много, и иногда возникает путаница.

Возможны такие названия: линейка винтовых клемм, блок зажимов, клеммная колодка, колодка клеммная, и, в конце концов, черный карболитовый клеммник.

В английском варианте это название звучит как Screw Barrier Terminal Block. Сокращенно  – Terminal Block, первые буквы этих слов (TB) входят в торговое название. Далее идут две цифры, обозначающие номинальный ток, ещё две цифры – количество клемм в колодке.

Например:

  • TB1512 (15Ампер 12 клемм),
  • TB3504 (35А, 4 клеммы),
  • TB45, TB60 – клеммники на 45 и 60 Ампер.

Вот пример, как я применял такие клеммные колодки для питания целого офиса:

Применение клеммных колодок для соединения вводных проводов

Применение клеммных колодок TB4504 для соединения вводных проводов

Подробнее от таких важных соединениях – в статье про подключение трехфазных реле напряжения.

Именно такие клеммы я использую там, где большие токи и большая цена ошибки. Например, в труднодоступных местах, на вводе в жилища, и т.п.

Минус таких клемм вижу только один – размеры. Такие клеммники не вмещаются в стандартные распределительные коробки, и их приходится размещать иначе. Например, как показано в данной статье.

Вариант соединения есть ещё один – через клеммы защитных автоматов, где надежность ничуть не меньше, и применяется этот способ повсеместно.

А для больших токов и сечений (более 63А и более 10 мм2 по меди) – совсем другая история и философия.

Тут часто бывает, что нужно соединить провод разного сечения и материала (медь+алюминий). И лучше, что придумано для этого – Орешки. Вот, как на этой фото:

Орехи для соединения проводов

Вот ещё пример соединения проводов орехами:

Соединение орехом в этажном щитке

Чаще всего их ставят на ввод в частные дома и в квартирных домах в щитках.

Резюме статьи – соединяйте провода так, чтобы быть уверенным на все 100! Желаю всем хорошего контакта!

Понравилось? Поставьте оценку, и почитайте другие статьи блога!

Существует много способов соединения между собой проводов. Для того, чтобы выбрать каким способом вы будете соединять провода, вам необходимо иметь представления о всех способах.

Выбор способа соединения проводов зависит от нескольких факторов.

  • Материал из которого сделана жила провода (алюминий или медь).
  • Сечение жил (маленькое, большое, одинаковое, разное).
  • Количество проводов.
  • Условия воздействия на соединение (на улице, в доме, в земле, в бетоне)
  • Структура жилы провода (многопроволочная или однопроволочная).

Рассмотрим возможные способы соединения проводов в распределительной коробке.

Соединение при помощи скрутки

Метод состоит в скрутке двух и более проводов между собой с предварительным очищением изоляции.

Как сделать скрутку правильно читайте здесь: https://viktorpotapov.incpalife.ru/skrutka-provodov-v-korobke/

Плюсы соединения проводов скруткой заключаются в том, что этот метод материально не затратен и прост.

Минус в ненадежности этого соединения и невозможности соединить провода различной структуры (меди и алюминия).

Но скрутку можно сварить. И в ПУЭ сварка разрешена.

Сварка проводов

Сварка проводов заключается в том, что концы проводов свариваются при помощи специального аппарата. На конце скрутки получается капля из сваренных проводов. В месте сварки скрутка представляет собой единое целое и провода в этом месте не окисляются.

Соединение получается качественное и долговечное. Минусы в том, что для производства качественной сварки требуется специальное оборудование (специальные сварочный аппарат), необходимы навыки работы, трудоемкость, неразъемность соединения.

Для сварки можно использовать и инверторный сварочный аппарат, но тогда сварка оказывается хрупкой, так как напряжение сварки 40-90 вольт. Тогда как для сварки проводов лучше всего использовать аппарат с выходным напряжением 12-36 вольт.

Пайка проводов

Пайку проводов используют вместе со скруткой. Концы скрутки паяют с помощью простого или специального паяльника для пайки скруток.

Концы проводов опускают в специальную ванночку в которой находится расплавленное олово. В зависимости от размера и мощности специального паяльника можно паять скрутки из разного количества проводов.

Всем хороша пайка! Но есть у неё и недостатки – это необходимость иметь специальный инструмент. Многие пишут ещё что неудобство в том что пайка неразъемная. А зачем её разбирать? Сделал, изолировал, закрыл коробку и забыл!

Идем далее!

Соединение проводов с помощью колпачков СИЗ

(соединительных изолирующих зажимов)

О СИЗах я уже писал. Это пластиковые колпачки с конусной пружиной внутри.

Данными колпачками очень хорошо соединять многожильные провода. СИЗы в основном используются при подключении люстр, светильников, разводки проводников в самой люстре.

Но можно использовать и для усиления скруток в распределительных коробках. Также накручивают СИЗы и на скрутку из алюминиевых проводов.

Плюсы соединения колпачками СИЗ это:

Низкая их стоимость, простота соединения, противовозгараемые свойства колпачков, маркировка по цветам.

Из минусов – это не очень высокая надежность такого соединения.

С помощью клеммников Wago

Самозажимные клеммы Wago сделаны на основе пружинящего эффекта специальной прижимной пластины. С помощью рычажковых клемм Wago можно соединять как провода из моножилы, так и многожильные провода. Есть специальные клеммники Wago со смазкой, с помощью которых можно соединять алюминиевые и медные провода.

Если эти клеммники настоящие, не подделка то они могут выдержать достаточно большой ток. Есть мастера которые применяют эти клеммники для соединения проводов в коробках. Я бы не стал этого делать. Да и в ПУЭ об этом ничего не сказано.

Клеммники Wago удобны для подключения точечных светильников, люстр, расключения проводов в люстре.

Достоинства данного способа – это простота соединения, легкость, довольно хорошая надежность, можно соединять провода из разных металлов.

Недостатки – это стоимость клеммников.

Соединение с помощью клеммных винтовых колодок

Клеммные винтовые колодки бывают разных размеров. В зависимости от сечения провода выбираем размер клеммной колодки. Как по мне, я бы не стал соединять провода в коробке при помощи клеммных винтовых колодок. Если только деваться уже некуда. Тем более что колодки продаются сейчас неудовлетворительного качества.

Как максимум – это соединения проводов при монтаже люстр, бра, точечных светильников.

Плюсы этого способа – простота монтажа, невысокая цена колодки, возможность соединения проводов из разных металлов. Минусы – качество соединения. Винты нужно время от времени подтягивать.

Соединение с использованием болта

Кроме болтов нужно еще иметь две гроверные шайбы, обыкновенные согласно количеству соединяемых проводов и гайки соответствующего диаметра. Очищаем провод от изоляции на нужную длину, из очищенного провода делаем кольцо соответствующее диаметру болта и соединяем как показано на рисунке. Чтобы между каждым проводом была шайба.

Гайки закручиваются по часовой стрелке, значит направление кольца должно быть тоже по часовой стрелке, дабы кольцо не разошлось. Затягиваем очень хорошо, только резьбу срывать не надо. Если ещё законтрогаить – фиг что будет такому соединению.

Плюсы – простота, дешевизна, надежность, можно соединять провода из разных металлов. Минусы – громоздкость. Если нужно сделать такое соединение в распределительной коробке, то коробка нужна соответствующего размера.

Соединение с помощью зажима “орех”

Зажим “орех” представляет собой две пластины со специальными выемками для проводов и скрепленных между собой по углам четырьмя винтами. Всё это заключено в пластиковую оболочку, как показано на рисунке.

Пластиковый корпус состоит из двух половинок, скрепленных между собой специальными пружинными зажимами.

Для соединения нужно вставить соединяемые провода между пластин предварительно очистив их концы от изоляции и затянуть винтами. После чего на соединение нужно надеть пластиковый корпус. Какая-то дополнительная изоляция не нужна.

Преимущества – простоты соединения, небольшая стоимость “ореха”, можно соединять провода из разных металлов. Недостатки – нужно периодически подтягивать винты, которые ослабляются со временем.

Опрессовка гильзами

Для опрессовки гильзами нужно иметь провода и гильзы. Да еще специальные клещи для опрессовки. Гильзы существую разного диаметра. Подбираем гильзу в зависимости от сечения и количества соединяемых проводов.

Очищаем концы проводов от изоляции на нужную нам длину, складываем вместе вставляем в гильзу и клещами опрессовываем в нескольких местах.

С помощью гильз можно соединять также провода из разных металлов, вставив их с разных концов гильзы.

Достоинства такого соединения – качество, можно соединять провода из разных металлов. Недостатки – нужен специальный инструмент, процесс соединения требует большего времени.

Соединять провода опрессовкой можно также в распредкоробке.

Мы рассмотрели способы соединения проводов.

Прочитав статью вы решите какой способ выбрать вам. Какой бы способ вы не выбрали, нужно чтобы соединение проводов было надежным и долговечным.

Ещё статьи по теме:

Монтаж электропроводки своими руками

Использование колпачков СИЗ для соединения проводов

Делаем скрутку проводов в коробке правильно

Паяльник для пайки скруток в распределительной коробке

Качественное электроснабжение и подача напряжения, устойчивое и бесперебойная работа электрооборудования во многом зависит от соединения электрических проводов. От сечения провода и от качества соединения зависит величина тока нагрузки потребителя. Например, если выполнено соединение двух разных по диаметру проводов:2 и 1,6 мм2 ток нагрузки ( Iмакс ) будет соответствовать для провода меньшего диаметра 1,6 мм2 – 10А. Надежное соединение проводов в распределительной коробке гарантирует качественную работу электрической схемы в жилом помещении.

Виды соединения проводов

Это соединение входит в самые наиболее употребляемые и признанные ошибочными виды соединений электрических проводов.

Недостаток скрутки: появление зазора из-за перепадов температур, появляющихся во время линейного увеличения металла проводников в результате протекания тока нагрузки большой величины. В результате этого происходит окисление жил, и наблюдается ослабление контакта. Тоже касается и соединения медного и алюминиевого проводов.

Скрутка, согласно последним требованиям ПУЭ, для монтажа запрещается, но рекомендуется к использованию для низкоточных линий для конкретного соединения медных проводов или только алюминиевых.

Существует несколько рекомендаций для выполнения скрутки.

В первую очередь недопустимо соединение медного и алюминиевого провода, в этом случае медный проводник должен быть облужен припоем, в том случае если соединяется многожильный и одножильный провода, многожильный проводник также подвергается лужению.

В том случае если необходимо соединить два одножильных провода в случае облома провода, проводник разделяется на две жилы. Жилы разрезается и режутся на расстоянии друг от друга, для того чтобы места крутки не контактировали друг с другом, достаточно 2 – 5 витков, которые желательно пропаять. Изолировать скрутку можно при помощи кембрика, или даже без изоляции отдельных проводников, вообще, достаточно закрепить по длине скрутки полоски изоляции. После этого скрутка изолируется споем изоляции или термоусадкой количество витков изоляции согласно требованиям ПУЭ не менее 3.

Рис №1. Пайка проводов.

Резьбовое соединение проводников

Рис №2. Резьбовое соединение под болт.

Соединение клеммами

Рис №3. Соединение при помощи клемм.

Соединение при помощи клеммной колодки

В том случае если в сети используются небольшие токи нагрузки, например, в цепях РЗА или люминесцентного или другого энергосберегающего освещения. Распространено два вида клемных колодок

  1. Клеммная колодка с использованием болтового зажима.
  2. Плоскопружинный зажим Wago, этот зажим относится к современным, но дорогостоящим соединительным элементам. Он рассчитан на ток до 25А, хотя в условиях российской действительности его лучше использовать для сетей с нагрузкой не более 10А.

Рис №4. Соединение проводников с помощью пружинных клемм Wago.

Неразъемное соединение проводов

В неразъемные способы соединения проводов входят:

  1. Опресовка.
  2. Заклепка.
  3. Сварка.
  4. Бандажирование.
  5. Сжим.
  6. Прокалывание.

Соединение выполняется за счет использования медной или алюминиевой гильзы, которая одевается на соединенные жилы, впоследствии продавливаемые пресс-клещами. Для опресовки можно использовать также (в зависимости от диаметра провода) обычные пассатижи, или молоток с зубилом, хотя клещи все-таки предпочтительнее ввиду большей надежности. Опрессовку можно выполнить также с помощью защитного колпачка с резьбой, он, одновременно, выполняет функцию изолирующего элемента.

В случае использования проводников большого сечения используют специальные гидравлические пресс-клещи с использованием пуансона и матрицы.

Рис № 5. Гидравлические пресс-клещи.

Соединение производится при помощи заклепки и пружинной (гравера) и плоской шайб. Гровер разделяет проводники из алюминия и меди, она также не дает ослабнуть контакту, плоская шайба одевается снаружи, кольца проводников и разделительные шайбы надеты на стальной стержень, который вставляется в заклепочник.

Рис №6. Заклепочное соединение проводников.

Сварочное соединение осуществляется двумя способами с помощью термитной и дуговой сварки. В случае дуговой сварки используется инверторный аппарат. Сварка выполняется при помощи плавящегося электрода, к примеру, АНО.

Рис № 7. Термитная сварка проводов.

Термитная сварка используется при помощи термита – смеси порошков алюминия, магния, кальция и титана. Часто используется для работы на высоте при соединении алюминиевых проводов высоковольтных линий электропередач, отличается надежностью, удобством и быстротой соединения, не нужно использовать соединительные болтовые плашки. Очень удобно в условиях низких температур и неблагоприятных погодных условий.

Выполняется при соединении, как одноименных проводников, так и для соединения разноименных, а также одножильных и многожильных проводников. Жилы со снятой изоляции складываются друг с другом, затем поверх них, захватывая область рядом с соединением, производится намотка мягкой оцинкованной проволоки, которая проводит электроток.

Этот вид соединения используется для создания ответвления от основной воздушной или кабельной линии электропередач без отключения напряжения. Если еще несколько лет назад, для подключения потребителей необходимо было отключить линию электропередач и выполнить скрутку, в настоящее время для электросети 0,4 кВ, достаточно использовать специальное устройство (сжим), наиболее популярен так называемый «орех». Для сжима нужно произвести зачистку изоляции, что опасно и для жизни и для чего желательно отключить сеть.

Рис №8. Сжим «орех».

Рис № 9. Конструкция прокалывающего зажима ОЗПИ.

Соединение прокалыванием, отличается герметичностью, не требует отключения и зачистки изоляции. Зажимные пластины имеют в своей конструкции зубцы, прокалывающие изоляцию и обеспечивающие надежное соединение. Затяжка регулируется шестигранником. Соединение – неразборное и одноразовое, рекомендуется для проводов СИП.

image
image
image
image

При установке дополнительного электрооборудование перед автолюбителем всегда встает вопрос о способах подключения, соединения проводов, а вернее кабелей между собой в автомобиле. Обычные скрутки имеют свои недостатки, так они не гарантируют надежного контакта с постоянным прижимным усилием проводников, если вы не обожмете их должным образом. Как ни странно, но скручивать тоже надо правильно и уметь. Кроме того скрутки в электропроводке автомобиля могут показаться не эстетичными, не всегда удобными к монтажу, особенно в зимнее время, когда для изоляции соединения используется изолента. Все знают, что клеящий слой в этом случае не обеспечивает достаточной адгезии между материалами. Однако скрутку нельзя списывать со счетов! Кроме того соединения бывают на зажимах, когда легким движением руки один провод соединяется с другим, и на контактных колодках, когнда провода соединяются между собой с помощью крепежа. Каждый из этих вариантов имеет свои достоинства и недостатки, каждый из них можно встретить на машинах автолюбителей. Но на каком остановиться и как самому реализовать соединение проводов в машине, именно об этом в нашей статье.

Один из вариантов соединения проводки в автомобиле это применение специализированного разъема. Кроме него Вам также потребуются обычные пассатижи.

Соединение проводов путём скручивания.

Способ соединения проводов скручиванием наиболее распространен среди автомобилистов и автомобильных СТО. Широкое применение этого способа обусловлено его простотой, довольно неплохой механической прочностью и при правильном изолировании, хорошей защитой от влаги. Для выполнения подобного соединения, нам не понадобиться ни какой инструмент. Единственный расходник для такого соединения — изолента, которую нужно подобрать правильно (об этом мы поговорим позже). Подобное соединение можно применить при ремонте автомобильной электропроводки, где не требуется механическая прочность, в местах имеющих трудный доступ для спец инструмента, там, где отсутствует цифровой сигнал CAN шины. Достоинства: быстрота соединения проводов, неплохой контакт, гибкость. Недостатки: низкая механическая прочность соединения.

Оценка соединения:

  1. электрический контакт – (зависит от качества соединения);
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
  4. гибкость соединения –

Читайте также:  Разборка выключателя для света своими руками: пошаговый процесс

image
image
image
image

Скрутка двух проводов (кабелей) как продолжение один другого

Несмотря на весь кажущийся анахронизм, скрутка проводов в машине является вполне достойным и качественным соединением, особенно если ее пропаять и хорошо заизолировать. Одним из вариантов скуртки может быть удлинение провода, когда один провод продолжает другой. Выполнить скрутку в этом случае можно следующим образом.

Как видите, провода вначале распускаются, а затем скручиваются между собой. Именно такая стратегия обеспечивает наиболее большую площадь контакта и надежность соединения. Конечно, потом скрутку – соединения необходимо заизолировать. Для этого подойдет термотрубка, которую необходимо установить на один из проводов еще до скручивания, либо изолента.

Соединение проводов путём пайки.

Повысить прочность соединения можно путём пайки проводов. Хотя недостатков подобного соединения для автомобильной проводки больше чем преимуществ. Достоинства: механическая прочность соединения, отличный электрический контакт в соединении. Недостатки:

  1. автомобильные провода со временем окисляются, поэтому выполнить пайку становиться довольно трудно (применение активных флюсов зачастую ухудшает электрическое соединение);
  2. из-за большой текучести олова жестким становиться 10-15мм провода под изоляцией, следовательно, соединение перестает быть гибким

Оценка соединения:

  1. электрический контакт – (зависит от качества соединения);
  2. механическая прочность – (для хорошо пропаянного соединения);
  3. защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
  4. гибкость соединения –

Скрутка двух проводов (кабелей) как ответвление один другого

Соединением с помощью скрутки можно не только удлинить провод в проводке, но и сделать от него ответвление. При этом процесс ответвления провода одного от другого выполняем по следующему алгоритму. Зачищаем отрезок кабеля до проводников…

…и разводим их, разделив пополам в стороны.

Продеваем в получившееся кольцо второй кабель и скуручиваем между собой.

Также как и в предыдущем случае все необходимо пропаять и заизолировать.

Это будет гарантом надежного контакта.

Читайте также:  Как подключить интернет соединение на компьютере через кабель?

После того как заизолировали соединения, можно соеденить провода между собой пластиковым хомутиком, для уменьшения усилий на электрическое соединение, в случае если за провод потянут.

Соединение проводов опресовкой №1.

Используя широко распространенные разъемы типа «мама», «папа» можно выполнить крепкое электрическое соединение автомобильных проводов. Вот правда для выполнения прочного соединения проводов потребуется специнструмент. Достоинства: механическая прочность, хороший электрический контакт, замечательная гибкость, т. к. длина соединения 8-10 мм, возможность подключения дополнительного провода к штатной проводке автомобиля с незначительным ее повреждением, низкая цена соединения. Недостатки: очень трудно подобрать подходящий инструмент, дороговизна инструмента.

Оценка соединения:

  1. электрический контакт – ;
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
  4. гибкость соединения –

Качества проводки в автомобиле

Все огромные мотки проводов, связанных хомутами, которые вы видите под капотом, реализуют единственную задачу — подача импульсов к разным компонентам. И если хотя бы один из них оборвется или окислится контакт, то работа всей системы может быть нарушена, иногда вся компьютерная составляющая полностью выходит из строя.

Особого труда не составит заменить какой-либо провод, самая сложная задача заключается в том, что его еще найти надо. А сделать это довольно трудно, поэтому в помощь вам мы разберем следующие вопросы:

  • как проверить проводку и найти место обрыва;
  • как отремонтировать исполнительный механизм;
  • как менять проводку в авто;
  • как исправить слабый контакт;
  • как решить прочие трудности с электрическим оборудованием.

Соединение проводов №2.

  1. электрический контакт – ;
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — (зависит от изоляционного материала);
  4. гибкость соединения –

Плюсы и минусы подключений с помощью специализированных разъемов (клипс)

Такие контакты смотрятся эстетично, компакты и легко монтируются. Обеспечивая относительно, здесь важно отметить еще раз слово относительно, надежное соединение проводов. К минусам можно отнести то, что контакты могут окислиться, в итоге контакт пропадет. Для предотвращения этого, при обжимке таких «клипс» используйте консистентную смазку, например литол или специализированную для контактов смазку, которую можно приобрести в специализированных магазинах электротоваров. Такая смазка применяется в том числе и для разъемов идущих для соединения проводки в квартире (типа Wago). Также из-за малой площади контакта не стоит применять такие разъемы для силовых цепей. Такой способ соединения подходит больше для управляющих сигналов. Для силовых цепей все же лучше использовать банальную скрутку, а если вы ее еще хорошо пропаяете, то это идеальный вариант. Именно о вариациях скруток мы и поговорим далее…

Cоединение проводов №3.

Данное соединение проводов простое в применении, обеспечит хороший электрический контакт, но увы обладает низкой защитой от влаги. Достоинства: простота соединения электропроводов, хороший электрический контакт, дешевый и распространенный инструмент. Недостатки: низкая защита от влаги (тяжело заизолировать соединение).

Оценка соединения:

  1. электрический контакт – ;
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — ;
  4. гибкость соединения –

Какую пайку электропроводов в машине можно использовать

Опытные автоэлектрики говорят, что в редких случаях паять автопроводку все же можно, но делать это необходимо специальным паяльником и не использовать изоленту, а применять спайки или термоусадки.

Это сложный способ, но он гарантирует безопасность и надежность. Электропровода, соединенные с помощью термоусадки, не окисляются и не рвутся, сохраняя постоянно хороший контакт.

Принцип данного метода:

  • на один конец электропровода надевается спайка;
  • жилы скручиваются между собой;
  • спайка натягивается на скрутку и прогревается строительным феном до появления припоя;
  • когда припой становится жидким и пластичным, нагрев необходимо прекратить;
  • трубка плотно обхватит соединение и предотвратит попадание на него влаги.

Соединение проводов опресовкой с клеевым изолятором №4.

Данное электрическое соединение максимально отвечает всем требованиям. Оно обладает достаточной механической прочностью, защитой от влаги (так как при нагреве изолятор усаживается и расплавляет клей находящийся внутри), имеет хороший электрический контакт, для установки применим простой распространенный инструмент. Недостатки: низкая гибкость, так как 3-4 см соединения придают проводу жесткость.

Оценка соединения:

Читайте также:  Монтаж и эксплуатация кабелей – Технология монтажа соединительных муфт

  1. электрический контакт – ;
  2. механическая прочность – ;
  3. защита от влаги — ;
  4. гибкость соединения –

Подводя итоги можно сказать, что каждое соединение имеет свои достоинства и недостатки и выбирать их нужно исходя из области применения. К примеру, для ремонта электропроводки автомобиля в местах частого перегиба проводов хорошо зарекомендовали себя соединение проводов скручиванием и соединение опресовкой №1. При ремонте прямых участков электропроводки автомобиля в кабине, можно применить любое соединение. Однако при ремонте прямых участков электропроводки автомобиля в условиях повышенной влажности, (у грузовика большая часть проводки работает в таких условиях) лидером, несомненно, является соединение №4.

Преимущества и недостатки скрутки для соединения проводов (кабелей) в машине

Здесь необходимо и уже можно резюмировать информацию о скрутках. Скрутка хотя и выглядит как многие говорят по колхозному, но является самым лучшим соединением, с условием если она пропаяна. Это самый надежный, безопасный и крепкий контакт. Ну, а недостатком такого соединения является то что он может быть для кого-то будет не столь аккуратным, а также потребует значимых усилий, в виде аккуратного скручивания и пайки. Также и изоленту необходимо брать мягкую, хорошо облегающую, с клеящим слоем обладающим высокой адгезией, а кроме того, лучше изолировать скрутку в тепле, или хотя бы подогревая ее место.

Что располагается в салоне

Внутри машины находится гораздо больше проводов чем под капотом, а все из-за того, что там располагаются:

  1. Управляющие системы для регулирования работы:осветительных приборов: стоп-сигналов, фар, поворотников; звуковых устройств: гудок, звуковая сигнализация; автоматической коробки переключения передач; стеклоочистителями; навигационной системы;
  2. Приборы и датчики, которые отправляют и выводят информацию на дисплей;
  3. Устройства безопасности: электрический привод ремней безопасности; механизмы для грамотного срабатывания подушек безопасности;
  4. Устройства для обеспечения комфорта всем находящимся в салоне: стеклоподъемники; акустическая система для воспроизведения музыки; системы подогрева: сидений, стекол, зеркал и т. п.

Как найти неисправность

Если какой-либо из устройств питающийся электричеством вышел из строя, то не нужно сразу забивать в интернете «как поменять проводку в автомобиле». Потому что не нужно сразу думать что он сломался. Потому как много случаев когда водители сразу выбрасывают этот элемент и покупают новый. А потом в автосервисе узнают, что проблема заключалась в испорченной проводке.

Все производители автомобилей в инструкциях рекомендуют первоначально прозванивать проводку. Продиагностируйте провода, которые соединяются с этим компонентом. Ничего сложного в этом нет, но при желании досконально изучить систему электропроводки в машине, всегда можно пройти специализированные курсы — узнать, как можно пройти на автоэлектрика обучение https://tech-school.ru/autospecialty.

Что нам потребуется для прозванивания:

  1. В идеальном варианте следует использовать мультиметр;
  2. Если у вас такого прибора нет, то воспользуйтесь индикаторной лампой с проводами для соединения.

Работаем с мультиметром

Проверка напряжения

Если у вас в автомобиле вышел из строя (как вам кажется) какой-то компонент, то необходимо проверить на наличие напряжения в цепи. Для этого переключите прибор в режим вольтметра, а после измерьте напряжение. Для этого плюсовой щуп установите на плюс аккумулятора, а второй на вывод из устройства. Таким образом, где будет показывать напряжение — там все в порядке, а где показаний нет — то значит проблема в данном участке цепи.

Перед проверкой проводов, убедитесь в том, что аккумулятор выдает напряжение, а то мало ли, вы ищите причину в проводах, а проблема заключается в неисправном аккумуляторе.

Ищем короткое замыкание

Такой процесс при коротком замыкании с первого взгляда сложен, так как он примечателен тем, что в цепи полностью отсутствует напряжение.

Что нужно сделать:

  1. Первым делом извлеките плавкий предохранитель, изымается он именно из того участка цепи, которая будет проверяться.
  2. Переключите мультиметр на вольтметр.
  3. Щупы подключаются к клеммам, все остальные устройства рекомендуется обесточить, это делается для того, чтобы не произошло сбоев в других системах.
  4. Слегка шевелите провод и в этот момент смотрите на показания, если они в какой-то момент появляются, а затем снова исчезают, то значит, его закорачивает.

После того как будут обнаружены проблемные участки, их надо заменить. Как менять проводку в машине — это довольно простой вопрос, и трудностей у вас не должно возникнуть. Правильно это сделать вместе с контактной системой, так как если вы будете использовать кусок другого провода и изоленту, то может появиться новый пробой.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий