Готический стиль в интерьере: советы профессионалов и переосмысление традиций

image

Когда мы слышим слово готика, на ум сразу же приходят ассоциации — Нотр Дам де Пари, Горгульи, замок  графа Дракулы, фильм «Сонная Лощина», произведения сестер Бронте — «Джен Эйр» и «Грозовой перевал»… И ясно, почему. Все это — и архитектура, и произведения считаются классикой готики. Но на самом ли деле готика — это нечто мрачное и даже страшное? И почему готический стиль в интерьере, несмотря на все ассоциации, столь популярен в наше время?

Автор статьи: Пуговка

Давайте разбираться, что есть на самом деле готический стиль в современном интерьере и чем необходимо руководствоваться при его оформлении интерьера в этом стиле.

История готического стиля

Конечно же, все началось с архитектуры. Готический стиль в архитектуре берет свое начало в 1150 году во времена Средневековья, когда он стал основным стилем в Европе при проектировании зданий соборов, церквей и замков. В то время он был еще известен как «французский стиль», но широко применялся не только во Франции, но и в средневековой Англии, Италии и по всей Европе.

Часто термин «готический викторианский интерьер дома» заставляет людей представлять жуткие, дряхлые особняки с черными стенами и окнами с тяжелыми шторами, закрывающими любой свет, темные стены, тяжеловесную резную мебель, массивные люстры на высоких потолках. Но на самом деле викторианская готика внутреннего интерьера, которая берет свое начало много позже готического архитектурного стиля — с 1740-х годов, отличается красивыми и замысловатыми конструкциями и элегантными элементами дизайна.

Еще позже — в 19 веке — дизайнеры оживили и облегчили готические мотивы и создали неоготический стиль и в архитектуре, который должен был сохранять основные правила готического стиля, но для светских зданий. Соответственно и внутренний интерьер подвергся некоторым изменениям. Тогда и был разработан готический дизайн интерьера как часть эклектичного возрождения викторианской эпохи Европы.

Читать статьи на похожие темы:

Готический стиль в интерьере

Хотя готический стиль в современном интерьере и не предназначен для размышления о божественном величии, каков смысл и вкладывался в готическую архитектуру соборов и церквей Средневековья, но основные элементы готики в интерьере все же остались. Это высокие просторные залы, витражи, молдинги, остроконечные арки окон и дверей, розы и спирали как декоративные украшения проемов и стен.

Одним из самых важных моментов в неоготике является присутствие естественного освещения большого пространства комнат через высокие витражные окна. Витражи — популярный элемент готических церквей стал наиболее легким, а потому и популярным методом придания интерьеру готического стиля.

Создать в интерьере особую атмосферу готического стиля помогут натуральные материалы, которые используются в отделке полов, стен и потолков. Каменный камин, дубовые деревянные панели, темные полированные поверхности столов и пола — все эти элементы готического стиля.

Готический стиль в интерьере: цвета и принты

Еще один основной мотив готического стиля в интерьере — цвет. Во времена Средневековья основным материалом для строительства был камень, потому цвет внутреннего интерьера формировался естественным путем.

Но викторианская эпоха внесла изменения в стиль, и теперь основными цветами неоготики стали темные, но яркие цвета — черный, пурпурный, темно-коричневый, темно-синий, темно-зеленый, темно-красный, бордо — которые придадут интерьеру нотку драматизма, но в то же время являются и величественными, глубокими, насыщенными и богатыми.

Дизайнеры предлагают красить стены в серые цвета или делать имитацию каменной поверхности и покрывать их тканевыми занавесями и гобеленами.

В готическом викторианском доме широко были распространены рисунки цветов и зелени, которыми оформляли стены, молдинги, оконные витражи, проемы дверей и окон, а также шторы и обивку мебели.

Трафаретные рисунки, геральдические символы и популярный эффект 3D-дизайна tromp-l’oil также распространены в современной готике.

Если вы хотите использовать обои в интерьере, что тоже допустимо, то лучше всего выбирать декоративно-узорчатый вариант, соответствующий стилю рисунком, а остальные стены должны быть окрашены насыщенными цветами.

Мебель в стиле викторианская готика

Мебель в неоготическом стиле должна быть из натурального дерева с элементами резьбы. У столов, кресел, диванов и стульев ножки обязательно должны быть изогнуты.

Еще одна отличительная черта готического стиля — большие деревянные книжные шкафы.

Ищите предметы мебели с арочным дизайном, резными деталями и бархатной или атласной обивкой, темного полированного дерева. Для современного интерьера подойдет так же мебель обтянутая натуральной кожей темного цвета.

Готический стиль в интерьере: декор

Отдельно надо сказать о декоре, поскольку именно декоративные элементы придают готическому интерьеру особый настрой и тон. Необходимо выбирать смелые и драматичные, но элегантные материалы для вашей современной готической комнаты.

Подберите шелковые, атласные и бархатные ткани с насыщенными и смелыми цветами, узорами и текстурами. Бархат — самый лучший выбор для штор или мебельного покрытия. Атлас также отлично подходит для штор, постельных принадлежностей и подушек.

Готика не для робких и сдержанных людей, поэтому не бойтесь драпировочных тканей. Ваша готическая спальня будет декадентской, роскошной и очень чувственной, если вы добавите туда богатую драпировку на окна или покрывало.

Готический стиль в интерьере всегда отличали множество декоративных украшений. Вы можете выбрать декор с тяжелыми элементами из кованого железа, металла, дерева или камня.

Тяжелые изогнутые люстры из кованого железа или чугуна, такие же канделябры и подсвечники, резные бра и лампы, декоративные решетки на окнах и каминах, холодное оружие, доспехи… Все это элементы готического декора.

Добавьте в декор керамическую посуду, статуэтки, часы, картины, изображающие сцены из жизни  викторианской эпохи, зеркала, обрамленные в оправу из темного дерева.

Гобелены — неотъемлемая часть готики. Они могут быть как украшения на стенах, так и служить покрывалами на кровати или диванах. Но следите, чтобы рисунок и тема гобелена не были слишком современными, что может выбить гобелен из всей атмосферы таинственности и торжественной простоты готического интерьера.

Подумайте, насколько интенсивным вы хотите видеть готический стиль в интерьере квартиры. Существует множество стилей, в которые можно внести элементы готики без ущерба всему дизайну. Выбирайте только отдельные его элементы, которые, как вам кажется, отлично впишутся в интерьер вашей комнаты. Как и при любом выборе стиля, с неоготикой вы можете «двигаться вперед на полной скорости» или использовать более тонкий, сдержанный подход.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

  1. Что это такое?
  2. Разновидности
  3. Применение в интерьере
  4. Готика в одежде и макияже
  5. Стиль в искусстве

Архитектурный стиль средневековой Европы запомнился характерными остроконечными башнями, высокими, похожими на стрелу окнами, колоннами и витражами. Готический стиль оставил свой отпечаток во всей мировой архитектуре.

Что это такое?

Целый период в развитии европейской культуры, распространенный на центральных территориях, а также западе и северо-востоке Европы, с XI по XVI столетия, называется готическим.

В переводе с итальянского языка gotico обозначает «непривычный», «варварский».

Был введен этот термин итальянцем Джорджио Вазари. Готический период следует вслед за романским и завершает развитие средневекового искусства. Последующая эпоха Ренессанса считает Средневековье варварским периодом.

Чаще всего под этим термином подразумевается архитектурный стиль в строительстве зданий. Но готика – это целое течение в искусстве: скульптура, витраж, миниатюра, живопись, фреска.

Главной особенностью готического стиля в архитектуре является дизайн зданий. Это всегда пышно, величаво и монументально. Наиболее часто стиль использовался для создания религиозных сооружений – церквей, соборов. И еще, наружные размеры зданий всегда кажутся намного скромней, чем внутри.

6 фото

Высота соборов и храмов обеспечивалась использованием каркасной системы в их строительстве. К конструктивным особенностям готических зданий относят наличие:

  • нервюр (внутренних опорных арок);
  • аркбутанов (наружных упорных арок);
  • контрфорсов (наружных вертикальных упорных столбов);
  • пинаклей (остроконечных башенок);
  • вимпергов (крестовых сводов, резных фронтонов).

6 фото

Зародился готический стиль в северной Франции, в середине XII столетия. В аббатстве Сен-Дени была построена первая готическая церковь. Постепенно такая архитектура распространилась по всем европейским странам, включая Великобританию, Германию и Испанию. На Апеннинский полуостров готика пришла гораздо позднее, претерпев значительные изменения, и получила свое особенное «итальянское» направление, которое быстро сменила эпоха Возрождения.

Разновидности

Всю архитектуру средневекового готического периода можно условно разделить на три периода.

  • Ранний, датируется серединой XII и первой четвертью XIII столетия. Второе название периода – стрельчатая готика. К этом периоду относится архитектура Франции. Церковь аббатства Сен-Дени впервые построена с использованием нервюр вместо ребер и от закругленной арки к стрельчатой.
  • Зрелый (высокая готика). Второе название – «лучистая», датируется 1270-1380 годами. Названа так по самому типичному орнаменту периода: окна-розы в виде солнечных лучей. Наиболее яркий образец это парижская часовня Сент-Шапель.
  • Поздний период. Второе название – «пламенеющая готика» – стиль Мануэлино (Португалия) и Исабелино (область Кастилии, Испания). Датируется концом XIV-началом XVI столетия. Характерные отличительные черты в орнаментах: удлиненные фронтоны и вершины арок, наличие узоров, напоминающих языки пламени.

В западной и центральной Европе (Великобритания и Германия) этапы готического средневековья разделяются по-своему.

  • Ланцетовидная готика, характерная особенность – это собранные в виде пучка нервюры, зрительно напоминающие ланцет. Характерна для XIII столетия, яркий образец – собор в Солсбери. В отделке отсутствуют орнаменты, преобладает простота и строгость.
  • Появление декоративных элементов в отделке послужило толчком к названию нового периода – «украшенная готика». Свод собора оснащался дополнительными ребристыми геометрическими выступами. Датируется XIV столетием. Наиболее ярко представлена в соборе Эксетера.
  • Перпендикулярная готика, относится к XV столетию. Название происходит от большого количества прямых линий в отделке.
  • В первой трети XVI столетия появляется тюдоровская готика. Характеризуется строительством светских зданий, в качестве основного материала использован кирпич. Первые строения, выполненные в стиле тюдоровской готики – лондонский дворец Сент-Джеймс.

С развитием ремесел дома постепенно приобретают более привычный для нашего времени вид. Разрабатываются новые, более удобные образцы мебели, делается декоративная отделка с использованием драпировок.

В современной архитектуре соединяются различные стили. В крупных городах строительство ведется в стиле модерн, хай-тек, конструктивизм.

Только в возведении загородных домов чаще используются элементы готики: здания выполняют из камня, устанавливают высокие арочные окна с витражами, башни на крыше, используют классическую серую или фиолетовую окраску в декоре.

Новейшие технологии XXI столетия позволили расширить цветовую гамму используемых материалов. Кроме классических готических оттенков белого, серого, черного, темного синего и зеленого, стало возможным использовать розовый, голубой, желтый и оранжевый в виде витражных стекол, мебельной обивки и в ковровых изделиях.

Применение в интерьере

Создавая новые проекты малоэтажных строений, необязательно выполнять все необходимые и характерные для готического стиля элементы.

  • Строительство дома можно вести из кирпича и бетонных блоков, а в отделке использовать декоративную штукатурку или панели, имитирующие камень.

Характерными чертами готического стиля становятся переплетения арок и колонн, составляющих каркас дома и создающих многослойное переплетение свода кровли.

На потолке в высокой комнате стиль подчеркивают открытые стропила или деревянные балки. В дизайне потолка возможно использование росписи, лепнины, кованых или литых элементов. Подчеркнет стиль использование в нижней трети стены декоративной отделки под известняк, мрамор или дикий камень.

Очень хорошее сочетание получается, когда применяется оштукатуренная стена и остается частично открытая каменная кладка. Комната выглядит интригующе при черной окраске стен, характерной для готики. Очень интересно и богато смотрится драпировка обоями или текстилем. Черный фон с серым орнаментом, глубокий бордовый или фиолетовый, темно-зеленый бутылочный, а также приглушенный синий или кроваво-красный цвета создают обстановку викторианской эпохи.

  • Готический стиль в городской квартире достигается выбором окружающей обстановки и мебели.

Чтобы создать нужный дизайн викторианской эпохи, устанавливают декоративные камины, канделябры, небольшие скульптуры из фарфора, медную и бронзовую посуду.

Мебель используется простая, массивная и немного грубоватая. Вычурно украшенные изголовья кровати, высокие резные спинки стульев, филенчатые шкафчики, состоящие из нескольких ярусов буфеты. Обязательно наличие старинных высоких зеркал, кованых каминных решеток, причудливых светильников с хрустальными подвесками, резных шкатулок и необычных пуфов.

Оформление кухни в готическом стиле будет более подходящим для загородного дома. Трудно представить в маленькой городской кухне огромный стол или буфет, канделябры или кованые подсвечники. Чтобы создать какие-либо признаки готического стиля, обычно используют высокие буфеты и шкафы с арочными элементами. В большое помещение прекрасно вписываются и мебель, и оформление потолочных перекрытий, и использование кованых элементов. Логичным будет установка большого обеденного стола со стульями, имеющими высокие резные спинки и создание специальной системы освещения.

Во время проведения ремонта нелишней будет замена окон. Можно установить высокие, заостренные кверху рамы. Или просто на окна установить цветные витражи.

Оформление ванной в стиле готики не означает погружение в черноту и мрак. Это значит роскошь и изысканность. Комнаты небольших размеров требуют тщательного подбора каждого предмета интерьера. Чаще всего используются уникальная мебель, желательно с золотистыми орнаментами, и необычная сантехника.

В достаточно большой комнате хорошо будет смотреться темная чугунная ванна на ножках в виде львиных лап, с приподнятым полукруглым изголовьем. Смесители должны быть обязательно золотистого цвета, чтобы не нарушать гармонию с мебельным ансамблем. Стены лучше отделать в серых тонах, это могут быть деревянные панели или декоративная штукатурка. Потолок должен соответствовать стенам, и выполняется в таких же цветах. Можно попробовать зеркальную плитку. На полу правильнее будет использовать кафель.

Создание интерьера спальни в готическом стиле возможно при использовании только некоторых мебельных деталей, даже в небольших одноэтажных домах и квартирах. Для получения необходимого образа обязательно наличие массивной кровати с высокой спинкой. Кровать должна быть изготовлена из темных пород дерева. Прикроватные тумбочки выполняются из такого же материала.

Для освещения следует использовать люстры с хрустальными подвесками. Дверные проемы можно декорировать под камень.

Окна, желательно вытянутой прямоугольной формы, обязательно закрывают бархатными или парчовыми шторами, украшенными кисточками и бахромой. Стулья и кресла из натурального дерева, с высокими спинками. Шкафы также изготовлены из древесного массива.

В детской спальне готический стиль может проявиться в добавлении к кровати защитного балдахина из легких тканей, а также специального регулируемого освещения на подвесных глянцевых потолках.

В комнате для подростка необходимо большое количество шкафов для размещения одежды, книг, учебников и школьных принадлежностей. В данном случае возможно использование классической цветовой гаммы. Вполне достаточно будет красного и черного цветов, но необходимо пользоваться ими с осторожностью. Оптимально – покрасить стены в белый или кремовый цвет, кровать установить темного дерева с балдахином. На окна повесить темные шторы, можно с кисточками и бахромой. Сделать подвесные глянцевые потолки с точечными светильниками.

Примеры других способов оформления:

  • красное покрывало и подушки с кисточками;
  • витражи на окна;
  • для мальчика – кованый сундук с «кладом» и «сокровищами».

Готика в одежде и макияже

Современные готы – представители субкультуры, появившейся в 70-х годах прошлого столетия и ставшей продолжением готического стиля Средневековья. Уже в те времена появилась мода на отрешенность от жизни, неудовлетворенность происходящим. В качестве протеста молодые люди одевали черные костюмы, корсеты, оборки, вуали, причудливые остроконечные шляпки и шлейфы, делали неровные края рукавов, нашивали множество оборок и лент. Последующая эпоха Ренессанса оживила моду, а в XX столетии вновь стала актуальной и популярной.

Готический стиль в одежде приковывает взгляды окружающих людей, чего и добиваются готы. Они хотят обратить внимание на свои душевные переживания. Это в основном черная одежда (длинные плащи, юбки, кожаные брюки, жилеты и куртки). Хотя может быть темно-фиолетовой, синей или зеленой.

В дополнение к одежде используются аксессуары из серебра или серебристых металлов, золото готы считают вычурным и категорически от него оказываются, как и от драгоценных камней.

Предпочтение отдают только бриллиантам. Белый металл и бриллианты выгодно оттеняют бледность лица, душевные страдания и переживания, которые должны увидеть люди.

От панков готы позаимствовали массивные цепи, браслеты, кольца, ошейники с шипами, что должно указывать на готовность к страданиям. Мужчины готы одеты строго, немного старомодно. Черная рубашка с длинным рукавом, иногда с кружевными вставками, брюки классические. На одежду наносят полосы или пятна другого цвета, чтобы появился контраст.

Одновременно с одеждой готы наносят свой особенный макияж. Темные тона должны были вернуть готов в мрачное средневековье или сделать похожими на вампиров.

И девушки и парни красят губы красной помадой, наводят стрелки на глазах, красят черным карандашом брови, наносят густые тени, отбеливают лицо, имитируя бледность.

Носят пирсинг на носу, губах или бровях. Обязателен маникюр с темным лаком и у девушек, и у парней. Подобный макияж делают вечером, на различные мероприятия, а вот на каждый день в офис на работу желательно все же не злоупотреблять терпением работодателя.

Стиль в искусстве

Готическое направление в живописи появилось к концу XII столетия.

С возрастанием влияния католической церкви на политической арене Европы в изобразительном искусстве появляются натурализм, которого ранее не было в картинах художников.

Новые полотна передавали живую боль Спасителя и скорбь Богоматери. Наиболее ярким примером готической живописи стали часословы – богато украшенные богослужебные книги. В картинах появляются изображения ритуальных и бытовых предметов.

Высказывания теолога Фомы Аквинского о том, что художественное произведение должно изображать реальность, также внесло свою лепту в развитие готического стиля в искусстве. Изображаемые лица приобрели свою индивидуальность, а окружающие пейзажи и животные дают возможность устанавливать непосредственный контакт с изображением.

Основные признаки готики в картинах:

  • религиозность сюжета;
  • передача реальности через метафоры;
  • яркость цвета;
  • множественное действие на полотне.

Мастера фламандской школы первыми овладели искусством реализма и написания масштабных полотен.

Previous Entry | Next Entry

Английская готика

Переняв от Франции вслед за романским готический стиль, Англия переработала его на свой лад. В Англии готические произведения отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. На характере английской готики сказались условия, определившие историческое развитие английского государства. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъём. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырьё, предназначенное для вывоза. Не бюргерство, а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему храмовое строительство осталось там по преимуществу монастырским, как и в романское время. Собор воздвигался не в центре города, а за городом, где помещался монастырь. Он гармонично вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому разрастался в первую очередь не в высоту, а вширь, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. Вместительными были романские постройки, которые не требовали коренной перестройки. Усилия английских зодчих сосредоточивались чаще на декоративной, а не на конструктивной стороне нового искусства, нередко они как бы надевали на романское ядро готические одежды.     Собор в Линкольне Даже главное требование готики – устремлённость к небу – английские зодчие постарались выявить по-своему. Воздвигая соборы всё более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплётов с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестием. Главным средоточием соборного строительства в Англии сделались крупные аббатства, как например Вестминстерское, в городах и сельской местности были распространены приходские церкви. Характерные черты английской готики обозначились достаточно рано. Уже Кентерберийский собор имел ряд существенных отличий от французских построек: у него было два трансепта, один короче другого. Сдвоенный трансепт стал впоследствии отличительной чертой соборов Линкольна, Уэльса, Солсбери, в которых самобытность готической архитектуры Англии выступила наиболее отчётливо. Этапы развития английской готики В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней или ланцетовидной готики. ЛАНЦЕТОВИДНЫЙ СТИЛЬ – (англ. «Lanceolate style», нем. «Lanzettbogen» – «ланцетовидный свод, арка» от лат. lanсеа – копье, нож с обоюдоострым лезвием) – условное название ранней стадии развития готического стиля в архитектуре, характерным элементом которого являются расходящиеся пучки нервюр сводов, напоминающих ланцет. Самый ранний пример английской готики – Собор в городе Дареме (ок. 1130 – 1133гг.) Собор в Дареме Собор в Солсбери Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – “самое французское” из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов, что не удивительно, так как его главным заказчиком был король Генрих III, известный франкофил. В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колоннок по всему периметру. Самая удивительная метаморфоза происходит с окнами, ширина которых увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент. Собор в Эксетере Собор в Эксетере Собор в Эксетере ДЕКОРАТИВНЫЙ, УКРАШЕННЫЙ СТИЛЬ – (англ. Decorated Style) – стиль зрелой английской готики, второго этапа ее развития (1272-1349) после раннего периода и сменившийся затем поздней Готикой, или «перпендикулярным стилем». В этот период были канонизированы характерные черты композиции английских кафедральных соборов, отличающихся от французских доминирующей центральной башней над средокрестием, двумя маленькими башенками, фланкирующими по норманнскому обычаю главный фасад, прямоугольной апсидой. Большая роза западного фасада, как правило, отсутствует, она заменяется прямоугольным окном (такое же окно появляется в апсиде). Арки применяются ланцетовидные. Своды -сложные, с дополнительными нервюрами – тьерсеронами и лиернами. Они переходят в чисто декоративные – сетчатые, звездчатые и веерные, причем исходная каменная конструкция имитируется в дереве. Первые признаки «декоративного стиля» намечаются в соборе Солсбери (1220-1266) с огромной башней средокрестия. Кафедральный собор в Солсбери Главные памятники – неф собора Вестминстерского аббатства (перестроенный в 1245-1269 гг.), там же – Капелла Св. Стефана (не сохранилась), галереи клуатра и дормиторий, хоры соборов в Линкольне и Бристоле (ок. 1298), своды собора в Уэллсе (1285-1340). В нефе собора Йорка (1280-1350) трифории включены в обрамления больших окон второго яруса и превратились в ряд декоративных арочек, напоминающих орнамент масверк. Тонкие пучки опор создают легкое светлое пространство капеллы собора в Или (1321-1349). Интерьеры собора в Глостере (1340-1370-е гг.) представляют собой пример переходного стиля от «украшенного» к «перпендикулярному». Собор в Уэллсе Собор в Уэллсе Вестминстерское аббатство Неф собора Вестминстерского аббатства В 15 в. на смену “украшенной готике” приходит “перпендикулярная готика”. Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, – такой свод и называют веерным. Собор в Глостере Собор в Глостере Появляется уплощенная арка (арка Тюдоров) и веерный свод, ставший последним этапом развития ребристого свода (тж. сетчатый, сотовый, звездчатый). Основной отличительной чертой являются окна, такие огромные, что все здание кажется построенным из стекла, которые скрепляют между собой тонкие опоры. Здания становятся легкими, полными света. Из-за строения окна период и называется перпендикулярным. Sherborn Abbey Sherborne Abbey Sherborn Abbey Аббатство Бат В церковном строительстве перпендикулярный стиль характерен прежде всего для небольших построек, капелл, гробниц и т.п. Зато он расцвел в светском строительстве, например, в зданиях первых английских университетов, где эти формы удерживаются до середины XVII века. Торговые и промышленные корпорации строили в этом стиле гильдейские дома, банкетные залы, цеховые капеллы. Oxford Divinity School Oxford King`s College Cambridge Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в., а затем её сменила “тюдоровская готика”. В этот период строились здания по форме совершенно готические, но почти все без исключения светские. Это обусловлено и гонениями на церковь, и религиозным нестроением, и тем, что церквей к тому времени было построено уже очень много, больших, вместительных и красивых. Земли монастырей застраивались, а Генрих VIII содействовал строительству больших дворцов, чтобы поддержать престиж Англии в Европе. Поэтому хотя приемы почти те же, что и в предыдущий период, акцент переносится на жилье, поэтому на смену рвущимся в небо соборам приходят мелкие, уютные строения. Окна и двери становятся меньше, распространяются камины и печные трубы. Английская готика. Тюдоровский период Тюдоровский период Самой важной отличительной чертой тюдоровских строений можно считать использование кирпича, который довольно внезапно распространился во всей Англии. Типичное тюдоровское поместье (напр., такое как Ноул или Сент-Джеймский дворец в Лондоне) кирпичное или каменное, с надвратной башней. Вход во внутренний дворик через широкую низкую арку (арку Тюдоров), по бокам часто строили восьмиугольные башни. Часто над входом находится большой фамильный герб, т.к. многие семьи лишь недавно приобрели аристократический статус и хотели его подчеркнуть. Крыша часто почти сплошь застроена декоративными башенками и трубами. Замки к тому времени были уже не нужны, так что укрепления – башни, высокие стены и т.п. – строили чисто для красоты. Интерьер чаще всего отделан дубовыми панелями, простыми или резными. Ноул Сент-Джеймский дворец Появляются огромные камины. Они были, конечно, и раньше, но меняется технология. Теперь стали строить трубы. Раньше топили дровами, а дым выходил либо через дыру, проделанную прямо в крыше, либо через небольшой отвод в стене (поэтому камин должен был стоять непременно у внешней стены). Теперь же стали все больше топить углем, а у него дым очень едкий, поэтому его нужно было сразу улавливать и выводить наружу, для чего и стали применяться трубы, у которых гораздо лучше тяга. С появлением труб стало необязательно строить камин непременно во внешней стене; также появление трубы, которая выводила дым наружу без всяких отверстий в крыше, позволило перекрыть зал и сделать еще один этаж. Образовавшийся таким образом потолок нижнего этажа чаще всего не отделывали, оставались видны балки, что также является характерной приметой тюдоровского интерьера. Элементы национального готического стиля бережно сохранялись в английском искусстве в силу его традиционности и консервативности. Английская готика не отрицалась, а развивалась последующими стилями елизаветинского Ренессанса, английского Классицизма и Барокко периода правления королей Георгов. В архитектуре, искусстве оформления интерьера и мебели традиционные готические элементы органично входили в консервативный «староанглийский стиль» на протяжении всего XIX столетия, вплоть до продукции мастерских «Искусства и ремёсла» У. Морриса и английского Модерна. Рационализм и, одновременно, романтичность английской готики привлекали внимание художников других стран. Этот стиль послужил основой романтических построек А. Менеласа и Н. Бенуа в 1820-1850-х гг. в Петергофе.

Profile

olga_artclass

Latest Month

January 2013
S M T W T F S
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

View All Archives

Tags

View my Tags page

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.com Автор – Майя_Пешкова. Это цитата этого сообщения

Готический стиль в архитектуре Испании.Часть 1

Собор в Бургосе — столице средневековой Кастилии.

Испанская готика — период и стиль в архитектуре Испании, имеющий отличия от готики других стран.

Vista de la Catedral de Burgos 

К 1250 году в Европе постепенно стал складываться готический стиль в архитектуре. Считается, что первые шаги в этом направлении были сделаны аббатом Сугерия, настоятелем аббатства Сен-Дени под Парижем. Именно при нем церковь аббатства стала перестраиваться. Для начала постараемся разобраться в самом термине “готика”.

Впервые он был применен по отношению к искусству в XVI столетии. Этим понятием определяли искусство доренессансное и неитальянское; нечто “варварское”. Во времена возрождения готики в XVIII веке термин стал употребляться в отношении всего средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса. Уже в XIX веке часть этого искусства назвали романским. Так готическим стали называть искусство, созданное между романским и ренессансным периодами.

Cimborrio de la Catedral de Burgos

Cimborrio de la Catedral de Burgos

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII веку. Ее развитие протекало неравномерно в силу раздробленности королевства и влияния в различных историческим областях местных традиций или воздействия искусства арабов. Стиль проявил себя почти исключительно в храмовом зодчестве, в то время как светская архитектура сохраняла во многом верность диалогу с мавританской традицией.

Puerta de la Coronería de la Catedral de Burgos 

Кафедральный собор в городе Бургос  — собор Богоматери в городе Бургос, провинция Бургос, Испания. Кафедральный собор архиепархии Бургоса.Был заложен в 1221 году как главный храм королевства Кастилия. Строительство завершилось в XV—XVI веках с добавлением шпилей фасада и капеллы. Собор является наиболее ярким памятником испанской готики. Его гигантская аркада стала атрибутом храмов испаноязычного мира (особенно в Южной Америке)

В Испании распространение новых архитектурных идей было медленным. Цистерианцы привнесли ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок.

Также свой отпечаток наложили мавританские приемы на трактовку готической системы невюрного каркаса : свод над средокрестием опирается на крестообразно расположенные арки, в пространстве между ними помещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, воздвигнутом на месте мечети, кампанилой служит бывший минарет Хиральда; наиболее же ярко воздействие арабского искусства проявилось в кирпичных соборах, возводимых мусульманскими мастерами.

Одно здание XII века, собор Авилы, в своем плане и архитектуре восточного фасада (начат до 1181 года) содержит элементы, восходящие, видимо к французскому Сен-Дени.

Собор в Куэнке (начат около 1200 года) имеет явно готический характер: его основные части оживлены лепными и резными украшениями, высокие своды – шестичастные, а на капителях лиственный орнамент.

Первыми испанскими церквями, которые повторяли масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе (начат в 1222 году) и Толедо (начат в 1226 году). Для испанской готики характерны свободные фантазийные отступления от единого конструктивного замысла здания и многочисленные добавления к первоначальному плану в виде множества капелл и пристроек.

Кафедральный собор Святой Марии — католический собор в Толедо, кафедра примаса Испании, главный собор страны. Памятник архитектуры, характерный пример испанской готики. Собор Святой Марии — часть исторического центра города Толедо в 1986 году включённом в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.Вне служб собор работает как музей.

Важнейшая особенность памятников испанской готики – это продолжение помещения хора с востока на запад, от апсиды до середины центрального нефа. Хор отделялся высокой декорированной перегородкой, за ней помещалась главная капелла, также огороженная стенкой. В капелле алтарь отгораживался от заалтарного пространства высоким, богато украшенным ретабло. Все это превращало капеллу в самостоятельную церковь внутри собора.

Главный фасад собора и соседний с ним дворец архиепископов

Ретабло Главной капеллы

Городские соборы велики по размерам и, несмотря на пышный декор фасадов, имеют сравнительно небольшие окна. Алтарь и хор освещались через окна больших ажурных фонарных башен, особенно богато украшавшихся в эпоху поздней готики (собор в Бургосе). В отличие от французских соборов, пронизанных светом, в испанских господствует полумрак. Однако собор в Леоне (1205-1288 годы) чуть ли не единственный, где стены почти целиком заняты большими окнами с витражами.

Санта-Мария-дель-Мар — церковь Святой Марии на море— готическая церковь в Барселоне в историческом квартале Ла-Рибера. Построена в 1329—1383 годах, в эпоху расцвета в Каталонии торговли и мореплавания. Санта-Мария-дель-Мар представляет собой выдающийся образец каталонской готики, отличающийся чистотой и единством стиля, что в общем-то не свойственно большим средневековым сооружениям.

Первое упоминание церкви Святой Марии на море относится к 998 году. Возведению современного храма способствовал каноник Бернат Льуль (кат. Bernat Llull), который в 1324 году был назначен архидеканом церкви. Строительство началось 25 марта 1329 года, первый камень в фундамент церкви заложил король Альфонс IV Арагонский, о чём свидетельствует запись на латинском и каталанском языках на фасаде церкви.

Помощь в строительстве церкви оказали все гильдии Риберы. Возведение стен, боковых капелл и фасадов было завершено в 1350 году. В 1379 году пожар уничтожил значительную часть здания. Строительство было закончено 3 ноября 1383 года, а уже 15 августа в церкви прошла первая месса. Землетрясение 1428 года нанесло серьёзный урон зданию церкви и разрушило витражную розетку на западном фасаде. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году.

Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для неё характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период 12-13 веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (протороманский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

В тот период в Испании работало много мавританских мастеров (мудехаров), по их имени назван и стиль, мудехар. Конечно, они использовали мавританские мотивы в украшении зданий. Стиль готики в Испании выразился в основном в строительстве соборов, и очень мало — в архитектуре замков и общественных зданий.

В отличие от французской готики испанская имеет ещё одну особенность. Это нарушение конструктивной логики здания, часто задуманные в соответствии с французскими образцами, здания оставались недостроенными. После они достраивались и перестраивались, без конкретного плана и обрастали всякими капеллами и сакристиями. Здания теряли вертикальную устремлённость.

Отличалось от французского и внутреннее убранство соборов. В условиях жаркого климата делались узкие окна, и внутри царил полумрак. Там, где обычно в соборах был хор, здесь размещали капеллу, обнесенную стеной. Сзади размещался алтарь и ретабло (заалтарный образ).

Интерьер шёлковой биржи в Валенсии, Каталония (XV век).

В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш — плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не выступают наружу, а часто спрятаны внутрь.

Последовательность готических стилей в Испании Определением стилей в испанской готической архитектуры заключаются в следующем. Даты являются приблизительными.

Ранняя готика (12 век) Высокая готика (13 век) Мудехар (13-15 век)

Мудехар (прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары. Левантино (14 век) Flamboyant / поздняя готика (15 век) Исабелино (15 века)

Стиль исабелино Собор в Леоне

начат в 1303), близок французским соборам.

Собор Санта-Мария-де-Леон  — католический кафедральный собор в городе Леоне (Кастилия и Леон).

Современный Леонский собор был сооружён в 1205—1301 годах в готическом стиле. Ранее на этом месте во II веке были расположены римские термы, а в начале X века король король Галисии и Леона Ордоньо II построил дворец. Однако, после одной побед над маврами он построил собор в романском стиле, в котором был позже похоронен. Позже на этом месте был построен второй собор, также в романском стиле, который был освящён в 1073 году, и где в 1135 году Альфонсо VII был коронован Императором всей Испании.

Сегодня собор является одной из известных церквей севера Испании и ярким примером испанской готической архитектуры. Витражи XIII—XIV веков имеют площадь около 1800 м². Внутри собора расположено множество старых скульптур. Снаружи здания украшают многочисленные уцелевшие горгульи, грифоны и химеры[1]. Фасад собора имеет две башни, одна из них, южная, часовая. Собор содержит некоторые элементы барокко и неоклассицизма, внесённые в XVI—XVIII веках.

Построенное более 700 лет здание проявляет признаки разрушения, так как песчаник относительно непрочный материал.

Собор в Севилье, 16 век.

Севильский кафедральный собор ( или собор Мария-де-ла-Седе — собор в городе Севилья (Андалусия, Испания), крупнейший готический собор в Европе.

Построен в 1401—1519 годах на месте бывшей мечети, оставшейся после Реконкисты. Имеет длину около 116 м и ширину 76 м. Собор состоит из пяти боковых приделов, большой основной капеллы с пламенеющим сводом, возвышающимся на 56 м над трансептом (поперечным нефом).

Обычно утверждают, что капитул в 1401 г. решил «построить настолько хорошую церковь, чтобы её никогда нельзя было превзойти. Пусть потомки восторгаются ею после завершения и скажут, что те, кто осмелился задумать эту работу, были сумасшедшими».

Apóstolos – Puerta de la Concepción

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Говорят, что крест собора сделан из первого золота, привезённого Колумбом из Америки, а в соборе, как утверждают, захоронены останки мореплавателя.

Свинцовая гробница Колумба в 1544 году была перевезена из Севильи в кафедральный собор Санто-Доминго. Считается, что в 1795 году его останки были перенесены в Гавану, а сто лет спустя — из Гаваны в Севилью. Но где-то по дороге всё перепуталось, и теперь принято считать, что останки в Севильском соборе принадлежат сыну Колумба — Диего.

Рядом находится так называемая Хиральда — колокольня высотой 114 метров с богатыми узорами и орнаментами, вместившая 22 гармонично настроенных колокола. Была построена как минарет в 1196 году Абу Юсуфом Якубом, высота её составляла 82 метра. 32-метровую надстройку добавили в 1568 году.

Главным органистом собора в XVIII веке являлся композитор Мануэль Бласко де Небра.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне (1298-1420 год)

Собор Святого Креста и Святой Евлалии — кафедральный собор в Барселоне. Также известен как Собор Святой Евлалии или просто Барселонский собор. Посвящён Святому Кресту и Святой Евлалии Барселонской, одной из покровительниц города. Расположен в Готическом квартале.

Crypt of Santa Eulalia in Cathedral of Santa Eulalia,

Именно данный собор, а не, вопреки распространённому мнению, Саграда-Фамилия, является резиденцией архиепископа Барселонского и главным собором Барселоны.

Строительство продолжалось с 1298 года по 1420 год над криптой бывшей вестготской часовни.

Собор построен в готическом стиле, позже были внесены элементы неоготики.

Внутри собора расположен внутренний дворик, открытый для посетителей. Здесь в одной из часовен живут белые гуси.

Белизна птиц символизирует чистоту Святой Евлалии.Евлалии было всего 13лет, когда она приняла мученическую смерть от рук язычников, потому и гусей тут ровно тринадцать.

В другой части собора расположен алтарь, посвящённый Святому Северу, современнику Святой Евлалии, также убитого гонителями христиан.

Размеры здания собора — 93 м на 40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50 м, а высота шпиля центральной башни — 70 метров

12 августа 1867 года папа Пий IX присвоил собору звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor)

Хотя Барселонский собор является католическим, 9 декабря 2006 года был совершён православный молебен перед мощами Святой Евлалии, которая почитается и в православии

Литература

http://arhistroika.ru/ Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.:”Искусство”, 1962.

Серия сообщений “Испания”:

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий