Готическая архитектура: экспрессивный и мистический стиль эпохи Средневековья

Публикации раздела Архитектура

В Екатерининскую эпоху в Россию пришел готический архитектурный стиль. В нем сочетались элементы европейской готики и русского барокко. Портал «Культура.РФ» знакомит с архитектурными сооружениями в этом стиле.

Адмиралтейство и Эрмитажная кухня в Царском Селе

image Загадки Царицыно Что скрывает усадьба, в которой отказалась жить Екатерина II image 5 зданий в неомавританском стиле Испанские мотивы на улицах городов России 5 отечественных зданий в стиле неогрек Бельведер, Новый Эрмитаж и другие знаковые постройки 10 памятников в псевдорусском стиле Архитектурная ностальгия XIX — начала ХХ века История в парках Москвы и Петербурга 10 памятников садово-парковой архитектуры Италия в России: 10 памятников в стиле неоренессанс Какими проитальянскими зданиями можно полюбоваться в Северной столице 7 главных построек Федора Шехтеля Вспоминаем лучшие работы мастера русского модерна Столичные архитекторы в провинции 10 зданий русской глубинки от зодчих первой величины Русский Леонардо: Николай Львов 5 работ архитектора русского Просвещения Памятники архитектуры, которые мы потеряли Здания, разрушенные в годы Великой Отечественной войны 5 главных построек Василия Баженова Величественные здания, воздвигнутые по заказу императорской семьи Любимый архитектор императора Николая I Дворцы и парковые павильоны Андрея Штакеншнейдера. Главный дворец Российской империи 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце 10 лучших зданий России, созданных иностранцами Архитектурные памятники: от собора времен Ивана III до ультрасовременного здания Захи Хадид Царская резиденция, ставшая городом Осматриваем достопримечательности Гатчины

Главная Слово “готика” происходит от итальянского gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний.

Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. Аббатство Сен-Дени – это бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции. При постройке церкви аббатства были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими храмами.

В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже. Сент-Шапель (фр. Sainte Chapelle) — часовня – реликварий. Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Исполнена в готическом стиле. Имеет небольшие размеры: длина 35 м, ширина 11 м. Считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. Третий по посещаемости монумент Парижа. Капелла выстроена в изысканной манере: тонкие каменные стены усилены металлическими скобами и богато украшены скульптурным, керамическим и живописным декором. Архитектурные элементы этой церкви представляют собой отдельный исторический интерес. Церковь поделена на два яруса равной площади (600 м2), но разной высоты. Нижняя капелла, освященная в честь Девы Марии, предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг. В верхней, освященной во имя Святого Креста, молилась королевская семья, приближенные. Там хранились реликвии. Первый из двух ярусов (нижняя капелла) имеет три нефа и укреплён стройными и вплотную примыкающими к стенам контрфорсами, которые принимают на себя распор широкого центрального пролёта. В основной ярус, верхнюю капеллу, высота которой достигает 20 м, можно было пройти прямо из главных покоев дворца, и там был устроен небольшой альков для королевской семьи. Неф верхней капеллы знаменит своими полностью сохранившимися витражами, в основном 13 в., превращающими интерьер в настоящую ювелирную шкатулку.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль. С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

В романских соборах и церквях обычно использовался цилиндрический свод, который опирался на массивные толстые стены, что неизбежно приводило к уменьшению объёма здания и создавало дополнительные трудности при строительстве, не говоря уже о том, что этим предопределялось небольшое количество окон и их скромный размер. C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Наличники на окнах становятся более декоративными, архитектурные элементы декора в целом становятся важной составляющей фасада.

Кроме того, готика последовательно применяла стрельчатую форму в сводах, что также уменьшало их боковой распор, позволяя направлять значительную часть давления свода на опору. Стрельчатые арки, которые по мере развития готической архитектуры становятся все более вытянутыми, заостренными, выражали главную идею готической архитектуры — идею устремленности храма ввысь.

Часто на месте опоры аркбутана на контрфорс ставился пинакль. Пинакли — это завершенные остроконечными шпилями башенки, имеющие часто конструктивное значение. Они могли быть и просто декоративными элементами и уже в период зрелой готики активно участвуют в создании образа собора. Почти всегда сооружали два яруса аркбутанов. Первый, верхний ярус предназначался для поддержки крыш, становившихся со временем более крутыми, и, следовательно, более тяжелыми. Второй ярус аркбутанов также противодействовал давящему на крышу ветру. Возможный пролет свода определял ширину центрального нефа и, соответственно, вместимость собора, что было важным для того времени, когда собор являлся одним из главных центров городской жизни, наряду с ратушами.

Краткая характеристика архитектурного готического стиля

Характерные черты: город, рыцарство, карнавал. Появилась драпировка. Синие стекла в широких окнах. Впечатления узких улочек, заканчивающихся собором, устремленным в небо.

Преобладающие цвета: желтый, красный, синий.

Линии: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии.

Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы.

Элементы интерьера: веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

Конструкции: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.

Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.

Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

При написании этой статьи ииспользовались материалы сайта wikipedia.org.

Готические здания в странах Европы

Английская готика

Французская готика

Готика в других европейских странах

Дата публикации: 10.10.2009

  • Красновская Алёна Владимировна, учитель музыки

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Готика – венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Основным стимулом формирования готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли…

Слово происходит от итал.  “gotico” — непривычный, варварский; сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры.

Для готики характерны:

  1. арки с заострённым верхом,
  2. узкие и высокие башни и колонны,
  3. богато украшенный фасад с резными деталями и

Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта. Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной. Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий. Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой “пучок колонн”. Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.

C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.

Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым. Так, техническая необходимость привела к созданию новой конструкции, а та, в свою очередь, – оригинального художественного образа.

Существует легенда – Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола.

Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов.

Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания.

Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.

Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: “Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!”. С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство — наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом.

Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.

Готика – художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества.

Архитектура готического собора – символ бесконечности.

Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному…

И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена в материальной, осязаемой форме! Камень за камнем, все выше и выше – метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника (“зрительная конструкция”) не совпадает с действительной. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля.

Готика – художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта – 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше – бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях.

Словом, готический собор – это целый мир.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.

Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем-то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды.

Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля.

Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни – представители массивности, другие – легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней.

Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри – он оставался узким и темным.

Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна – для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. “Святилище” перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл.

Что же представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха.

Во многих городах возникли университеты.

Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго — десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний – конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский — посвящался богоматери, и всему, что с ним связано; Амьенский – выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков.

Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания.

Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.

В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому — неподходящими для фресок.

Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен. Замечательной алтарной живописью обладала, к примеру, средневековая Чехия.

В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV век в северных странах можно считать или позднеготическим или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.

13.03.2013

В архитектуре Испании очень много красивых сооружений в романском и готическом стиле

Существование на территории Испании различных архитектурных стилей вызвано тем, что здесь постоянно происходило смещение народностей  и различных религий. В то время, когда на юге страны создавались красочные мавританские сооружения, на сервере страны романский стиль постепенно стала вытеснять готика.

Романская архитектура

По поводу того, где впервые появились зачатки романского стиля, ведутся дискуссии и сегодня. Многие склоняются к тому, что еще в 1 тысячелетии романские здания стали появляться  в Андалусии. А некоторые считают, что в 9 столетии романский стиль в архитектуре стал появляться в Каталонии. Такие здания постепенно начали распространяться вглубь полуострова по мере оттеснения мавров на юг страны. Романский стиль больше всего проявился в строительстве сложных храмовых комплексов.

Особенно большое количество подобных сооружений можно встретить по движению паломников на пути Камино-де-Сантьяго. На той территории, где влияние мавров было очень сильным, в зданиях романского стиля просматриваются явные черты мудехарского стиля в зданиях построенных не из камня, а из кирпича. Также стоит отметить, что в зданиях романского стиля появляются новые элементы византийского зодчества, которое проникало на территорию Испании из Италии. Наиболее ярким сооружением подобного типа можно считать собор в Саморе.

Особенности романского стиля на территории Испании

Фото: Собор Сантьяго-де-Компостела

Определить принадлежит ли здание к романскому стилю, достаточно просто. Нужно в первую очередь искать полукруглые арки, а также простые элементы в виде радуги, что можно встретить в любом месте: дверях, окнах, на фасаде. Потолок в таких зданиях представлен купольным сводом. Такие простые по конструкции здания смотрелись впечатляюще из-за массивности.

Постепенно простые здания романского стиля стали приобретать нарядность, наиболее ярко это видно на соборе в Сантьяго-де-Компостеле, что был построен в 12 в. Наиболее легко узнать романские здания на севере Испании, а вот в других регионах это направление имеет немного другие особенности. Например, в Сеговии, что расположена ближе к северу в романских сооружениях появляются открытые галереи у боковых фасадов.

В Каталонии очень нравилось строителям и архитекторам использовать «грузные» колокольни. Сегодня на территории Испании можно найти несколько мостов, которые построены именно в таком стиле.

Испания и готический стиль

Фото: Монастырь Ла-Олива в Наварре

Если история появления романского стиля на территории страны не слишком ясна, то по поводу готического направления сомнений нет. Такой вид архитекторы пришел из Франции в конце 12 в. На протяжении 4 столетий влияние готического зодчества то спадало, то усиливалось. Происходило смешивание различных стилей и направлений в зависимости от определенных состояний.

Одним из первых примеров готического стиля можно считать монастырь Ла-Олива в Наварре, что был построен в 1170 г. Угрюмость такого сооружения была немного сглажена круглыми окнами-розетками. В последствие в Испании старались воспроизвести и принять высокую готику, которая была реализована в строительстве храмов Северной Франции, но получить полного соответствия и освоения просто не получилось.

Как яркие примеры высокой готики можно считать соборы в Бургосе и Толедо, что были начаты возводиться около 1220-х годов. Здесь присутствуют стрельчатые арки, высокие нефы, витражи, различные плетения. Также очень близок по выполнению именно к готическому стилю собор в Леоне (заложен в 1255 г.). Но как не старались испанские зодчие соборы не были такими высокими, а окна столь большими, как получалось во Франции.

Готическое направление в Испании

Фото: Клуатр кафедрального собора в Памплоне

В Иберии готическая архитектура была столь разнообразна и многолика, что очень сложно говорить о некотором особом испанском стиле. В ней присутствовали основные элементы ,присущие готическому стилю в общем понимании:

  • Стрельчатые арки;
  • Контрфорсы существенно изменили свой внешний мир;
  • Стены стили были более высокими.

В этот период неотъемлемым элементом стало присутствие каменной ажурной резьбы и каменное оригинальное кружево. Не стоит говорить о том, что в Испании использовали только готовые элементы готического стиля, испанские зодчие также ввели свое новшество – звездчатый свод. Прекрасным примером станет центральный купол кафедрального собора в Бургосе и клуатр кафедрального собора в Памплоне.

Готический стиль в испанских регионах

Фото: Кафедральный собор в Пальма-де-Мальорке

Стоит отметить, что в отдаленных от крупных городов регионах готический стиль получит немного другую реализацию. Уникальный стиль в готическом направлении сложился в Каталонии. Здесь особенностью стала пространственная свобода и широта взглядов зодчих. Невычурные соборы этих сооружений очень напоминают огромные по площади пещеры.

По типу храмов зонального плана построен просторный кафедральный собор в Пальма-де-Мальорке. Чтобы организовать поддержку сводов таких пространственных зданий, необходимы были надежные опоры, которые в каталонских зданиях прятались в боковых часовнях, а не выступали, как было принято традиционно в готическом стиле. Барселонский собор, который был возведен в 1298 году, первоначально планировался просторным и светлым, но этого не получилось реализовать из-за ряда обстоятельств:

  • Общая загруженность пространства;
  • Недостаточность освещения из-за небольших окон.

В здании постоянно сохраняется ощущение мрака.

А вот базилика Санта-Мария-дель-Мар – это наиболее удачный образец каталонской готической архитектуры.

В других регионах страны готическая архитектура является более эклектисной. В арагонских постройках чаще всего наблюдается смешение стилей и направлений, в частности готики и мудехара. Такими сооружениями можно считать:

  • Собор Ла-Сео в Сарагоне, который был построен в романским стиле и затем дополнен куполом и геометрическим орнаментом;
  • Собор в Таррагане – это романское сооружение, что было дополнено квадратной кирпичной аркой.
  • В севильском кафедральном соборе наблюдается смешение сразу готических и мавританских элементов.

Эффективное завершение готического стиля

Фото: Собор Сан-Хуан-де-лос-Рейес

В конце 15 века готический стиль уже вымирал, но именно в этот период произошел определенный всплеск в строительстве: сформировался новый позднеготический стиль исабелино, который получил название в честь королевы Изабеллы.

Здесь смешалось много направлений: готика, мавританский и романский стиль, а также добавились идеи Ренессанса, что стал принимать в Испанию. Стали появляться в зданиях коробовые сплющенные арки, вычурные фасады. Ярким примером стиля исабелино можно наблюдать в соборе Сан-Хуан-де-лос-Рейес, проектом которого занимался французский архитектор Хуан Гуас. Этот новый для Испании стиль просуществовал совсем недолго, вскоре сама королева стала приветствовать новое направление – идеи Ренессанса.

Особенности строительства испанских замков для обороны

Фото: Замок Бельвер на Мальорке

Ни одна страна не может похвастаться тем, что в период расцвета готического романского стиля, было построено огромное количество замков. Основная часть оборонительных сооружений возведено в Кастилии. Некоторые из них на самом деле представляли действительно мощные оборонные сооружения, а некоторые внешне только казались крепкими и надежными.

Последние, когда приходило время в реальных сражений, просто рассыпались. Многие богатые испанцы предпочитали заниматься строительством для личного проживания не резиденций, а оборонительные сооружения, как ложные, так и реально надежные. Очень часто мавританские крепости становились основанием для строительства.

Замки не отличались какой-то особой композицией. Большая часть из них была возведена в соответствии с традиционными канонами оборонительных сооружений. В центре общей конструкции была одна центральная крепость, в этот период уже в Европе стали появляться другие более совершенные модели.

Одним из ярких сохранившихся примеров находится на Мальорке – это замок выполненный в готическом стиле замок Бельвер. Это круглое сооружение, которое смягчает и украшает стрельчатые арки.

Как и в храмовых сооружениях в замках присутствовали и мавританские элементы. А образцом в стиле мудехар можно считать кирпичный замок Кока возле Сеговии, построенный в 15 веке. В то время, как богатые испанцы прятались за стенами своих замков,  испанские города также укреплялись и усиливались. В 11 веке была построена мощная крепостная стена с 88 башнями, которая и сегодня располагается около города Авилу на Месете. В период расцвета готики стенами стали окружаться такие города, как Толедо, Морелья, Санта-Фе.

Не только церкви и замки

Не стоит думать, что в Испании строили только замки и церкви. Присутствие испанского архитектурного стиля также наблюдается при возведении более прозаичных замков. Стрельчатые арки и сводчатые потолки стали встречаться в более повседневных зданиях. Например шелковая биржа в Валенсии, которая возведена была в 15 веке, украшена звездчатым сводом и стройными колоннами.

В лабиринтах Готического квартала Барселоны можно встретить несколько зданий в стиле готики, что практически были не тронуты временем, он раньше предназначались для пользования городскими властями.

Увидеть архитектуру Испании в готическом и романском стиле, вы можете на этом авторском видео:

Бонус на аренду квартир 2100 рублей

Вместо отелей можно забронировать квартиру (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com, очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир с бонусом 2100 рублей при регистрации

image

Когда мы слышим слово готика, на ум сразу же приходят ассоциации — Нотр Дам де Пари, Горгульи, замок  графа Дракулы, фильм «Сонная Лощина», произведения сестер Бронте — «Джен Эйр» и «Грозовой перевал»… И ясно, почему. Все это — и архитектура, и произведения считаются классикой готики. Но на самом ли деле готика — это нечто мрачное и даже страшное? И почему готический стиль в интерьере, несмотря на все ассоциации, столь популярен в наше время?

Автор статьи: Пуговка

Давайте разбираться, что есть на самом деле готический стиль в современном интерьере и чем необходимо руководствоваться при его оформлении интерьера в этом стиле.

image

История готического стиля

image

Конечно же, все началось с архитектуры. Готический стиль в архитектуре берет свое начало в 1150 году во времена Средневековья, когда он стал основным стилем в Европе при проектировании зданий соборов, церквей и замков. В то время он был еще известен как «французский стиль», но широко применялся не только во Франции, но и в средневековой Англии, Италии и по всей Европе.

image

image

Часто термин «готический викторианский интерьер дома» заставляет людей представлять жуткие, дряхлые особняки с черными стенами и окнами с тяжелыми шторами, закрывающими любой свет, темные стены, тяжеловесную резную мебель, массивные люстры на высоких потолках. Но на самом деле викторианская готика внутреннего интерьера, которая берет свое начало много позже готического архитектурного стиля — с 1740-х годов, отличается красивыми и замысловатыми конструкциями и элегантными элементами дизайна.

image

Еще позже — в 19 веке — дизайнеры оживили и облегчили готические мотивы и создали неоготический стиль и в архитектуре, который должен был сохранять основные правила готического стиля, но для светских зданий. Соответственно и внутренний интерьер подвергся некоторым изменениям. Тогда и был разработан готический дизайн интерьера как часть эклектичного возрождения викторианской эпохи Европы.

Читать статьи на похожие темы:

Готический стиль в интерьере

image

Хотя готический стиль в современном интерьере и не предназначен для размышления о божественном величии, каков смысл и вкладывался в готическую архитектуру соборов и церквей Средневековья, но основные элементы готики в интерьере все же остались. Это высокие просторные залы, витражи, молдинги, остроконечные арки окон и дверей, розы и спирали как декоративные украшения проемов и стен.

Одним из самых важных моментов в неоготике является присутствие естественного освещения большого пространства комнат через высокие витражные окна. Витражи — популярный элемент готических церквей стал наиболее легким, а потому и популярным методом придания интерьеру готического стиля.

Создать в интерьере особую атмосферу готического стиля помогут натуральные материалы, которые используются в отделке полов, стен и потолков. Каменный камин, дубовые деревянные панели, темные полированные поверхности столов и пола — все эти элементы готического стиля.

Готический стиль в интерьере: цвета и принты

Еще один основной мотив готического стиля в интерьере — цвет. Во времена Средневековья основным материалом для строительства был камень, потому цвет внутреннего интерьера формировался естественным путем.

Но викторианская эпоха внесла изменения в стиль, и теперь основными цветами неоготики стали темные, но яркие цвета — черный, пурпурный, темно-коричневый, темно-синий, темно-зеленый, темно-красный, бордо — которые придадут интерьеру нотку драматизма, но в то же время являются и величественными, глубокими, насыщенными и богатыми.

Дизайнеры предлагают красить стены в серые цвета или делать имитацию каменной поверхности и покрывать их тканевыми занавесями и гобеленами.

В готическом викторианском доме широко были распространены рисунки цветов и зелени, которыми оформляли стены, молдинги, оконные витражи, проемы дверей и окон, а также шторы и обивку мебели.

Трафаретные рисунки, геральдические символы и популярный эффект 3D-дизайна tromp-l’oil также распространены в современной готике.

Если вы хотите использовать обои в интерьере, что тоже допустимо, то лучше всего выбирать декоративно-узорчатый вариант, соответствующий стилю рисунком, а остальные стены должны быть окрашены насыщенными цветами.

Мебель в стиле викторианская готика

Мебель в неоготическом стиле должна быть из натурального дерева с элементами резьбы. У столов, кресел, диванов и стульев ножки обязательно должны быть изогнуты.

Еще одна отличительная черта готического стиля — большие деревянные книжные шкафы.

Ищите предметы мебели с арочным дизайном, резными деталями и бархатной или атласной обивкой, темного полированного дерева. Для современного интерьера подойдет так же мебель обтянутая натуральной кожей темного цвета.

Готический стиль в интерьере: декор

Отдельно надо сказать о декоре, поскольку именно декоративные элементы придают готическому интерьеру особый настрой и тон. Необходимо выбирать смелые и драматичные, но элегантные материалы для вашей современной готической комнаты.

Подберите шелковые, атласные и бархатные ткани с насыщенными и смелыми цветами, узорами и текстурами. Бархат — самый лучший выбор для штор или мебельного покрытия. Атлас также отлично подходит для штор, постельных принадлежностей и подушек.

Готика не для робких и сдержанных людей, поэтому не бойтесь драпировочных тканей. Ваша готическая спальня будет декадентской, роскошной и очень чувственной, если вы добавите туда богатую драпировку на окна или покрывало.

Готический стиль в интерьере всегда отличали множество декоративных украшений. Вы можете выбрать декор с тяжелыми элементами из кованого железа, металла, дерева или камня.

Тяжелые изогнутые люстры из кованого железа или чугуна, такие же канделябры и подсвечники, резные бра и лампы, декоративные решетки на окнах и каминах, холодное оружие, доспехи… Все это элементы готического декора.

Добавьте в декор керамическую посуду, статуэтки, часы, картины, изображающие сцены из жизни  викторианской эпохи, зеркала, обрамленные в оправу из темного дерева.

Гобелены — неотъемлемая часть готики. Они могут быть как украшения на стенах, так и служить покрывалами на кровати или диванах. Но следите, чтобы рисунок и тема гобелена не были слишком современными, что может выбить гобелен из всей атмосферы таинственности и торжественной простоты готического интерьера.

Подумайте, насколько интенсивным вы хотите видеть готический стиль в интерьере квартиры. Существует множество стилей, в которые можно внести элементы готики без ущерба всему дизайну. Выбирайте только отдельные его элементы, которые, как вам кажется, отлично впишутся в интерьер вашей комнаты. Как и при любом выборе стиля, с неоготикой вы можете «двигаться вперед на полной скорости» или использовать более тонкий, сдержанный подход.

Если вам понравилась статья, ставьте лайк! И не забудьте подписаться на наш канал на Дзене!

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий